?

Log in

No account? Create an account

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Entries by category: религия

(no subject)
gignomai
Критика двух моих последних постов - этого и этого - дает мне возможность вбить два гвоздя по шляпку.

Read more...Collapse )

Максим Калинин. Визионерский опыт сирийских мистиков и границы сознания.
gignomai
Via seelenwacht
Там о поразившей меня возможности мыслить участие Бога в делах мира только через сознание человека - в синергии с ним. И это не деизм!
Ну и еще тщательно проработанная теория сознания и техника работы с ним.
Очень симпатично мне желание автора перевести язык этих сирийских мистиков на язык психоанализа, установить соответствия.



об одном просчете Маркса-Энгельса
gignomai
Замечательный постинг trita о том, что корысть большинства - это вовсе не бескорыстие, где он, в частности, поминает пролетариат, который "пытался корыстно утвердить свой класс как эталон и норму бескорыстия", вызвал в памяти тот аргумент, которым "основатели" обосновывали бескорыстие пролетариата: ему, мол, "нечего терять, кроме своих цепей". Понятно, что здесь неявная аллюзия на евангельский рассказ о юноше, которому Христос посоветовал раздать имение. Но, увы, параллель неосновательная: большая разница между тем, кто сам раздал имение, и тем, кого обделили. Странно ждать от второго бескорыстия. И не дождались.

Вопрос
gignomai
Прошу хорошо владеющих греческим пояснить мне, возможен ли перевод выделенного в приведенном ниже тексте возгласе диакона на литургии - как "Христом Богу предалим" (а не "Христу Богу предадим", как это в церковно-славянском). Мне в одном обсуждении было предложено такое прочтение, которое по мысли предложившего заключает в себе иное понимание христианства, нежели принятое в традиционном православном богословии.

Τῆς παναγίας, ἀχράντου, ὑπερευλογημένης, ἐνδόξου δεσποίνης ἡμῶν, Θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας, μετὰ πάντων τῶν Ἁγίων μνημονεύσαντες, ἑαυτοὺς καὶ ἀλλήλους καὶ πᾶσαν τὴν ζωὴν ἡμῶν Χριστῷ τῷ Θεῷ παραθώμεθα.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Монастыри - старая новая реальность
gignomai
Все время на пути попадаются монастыри - на месте, когда-то существовавших, восстановленные, с огромными соборами. Чаще всего сейчас они живут в основном паломничеством, но вот в Алатыре был очень необычный случай. В Краеведческом музее нам сказали, что с монастырем не только в мире живут, но и благословляют его существование: не возродись монастырь - неизвестно, остался ли бы Алатырь на карте (это, конечно, гипербола, но), их паломники, это наши посетители. И вообще, они молодцы - завели иконописную мастерскую, резьбу по дереву. И еще у них скит есть, в 15 км отсюда - там и коровы, и птица, и зерновые, овощи, сады... Мы там побывали - действительно, напоминает хороший колхоз. Работают и монахи, и т.наз. трудники, т.е. приходят люди потрудиться, не знаю, на каких условиях.
Ну, а то, что это красит всю окрестность, и говорить нечего.
Разыгралась моя фантазия. А что, если бы монастырм развивались в направлении научно-образовательных центров, такие православные Касталии или Сколковы тео-антропологгической направленности?
Но, конечно, нужно было бы, наверно, зонировать - в центре собственно монастырь с обетами и т.п., а вокруг более светские зоны, наподобие католических ретритов...
И в самих научных изысканиях больше свободы поиску и разномыслию - наука развивается через ошибки.  

(no subject)
gignomai
Читаем по вечерам в гостиницах Чехова. Про "Жену" и "Супругу" я уже писал. Потом было "Убийство", "православный детектив", замешанный на религиозной тоске и бытовой грязи (не по-розановски "на грязи, нежности и грусти"). Потом несколько "мопассановская" "Ариадна". Ну, "Дом с мезонином" все помнят ("Мисюсь, где ты").
И вот сегодня четвертый уже вечер "Моей жизни". Медленно цедится рассказ, такое впечатление, что Чехов как бы вслушивается в мелодию жизни героя, как она должна разворачиваться и осторожно, подбирая звуки-слова, ее записывает.
И мне все слышится, что вся эта жизнь, ее безобразия и мечты, обречены, что не могло не быть Революции, сколько бы новых и больших безобразий она ни принесла.
Вот кто у нас "зеркало революции".

о евангельской поэзии
gignomai
Прочитал я, что Л.Н.Толстой написал о воскрешении Лазаря - не только что не убедило, а показалось пошлостью и скудоумием. И дело тут не в "верить - не верить", а в том, что он просто не понимает, о чем речь, не затронут великой мыслью о Богочеловечестве Христа, о том, что это вполне Бог, и вполне человек. И что глупо спрашивать, почему Иисус исцелил друга Лазаря, а не каких-нибудь Ивана или Петра, потому что если исцелить "четверодневного Лазаря" мог только Бог, то такая избирательная жалость к другу и его родным - это человеческое.
И на протяжении этого и других евангелий мы следим за мерцающим единством божественных и человеческих проявлений - вплоть до смертной тоски на Кресте.
Почему не смог увидеть этого гениальный Толстой? А потому, подумал я, что Толстой был напрочь лишен поэтического чувства (помните единственный написанный им за всю жизнь стишок: "Гладко было на бумаге..."). Точнее, оно было у Толстого времен "Детства", "Казаков, но истреблялось им в себе нещадно. И успешно.
А евангельское повествование - это, прежде всего, поэзия, что нисколько не уменьшает реальность повествуемого. Не "всего лишь" поэзия, а подлинная поэзия, которая онтологична, сообщает о той реальности, о которой невозможно рассказать иначе, как поэтически.
И в этом, как теперь понимаю, ответ на давно волновавший меня вопрос о "проторелигиозности" - она вот в этой способности воспринимать неплоскую, поэтическую сторону бытия.
Так что и практический вывод для учителей, желающих развивать в детях (прото)религиозность: побольше хороших стихов, возможно раньше и непременно наизусть!

мои деревенские будни
gignomai
Завтрак, обед и ужин на открытой веранде.
Прогулка до реки, обычно во время заката и ради него.
Днем - чтение архива ММК, с конкретной целью: проследить развитие представления о деятельностном подходе. Детектив!
Вечером - слушание и расшифровка для книги семинаров Т. десятилетней давности.
И совсем перед сном - чтение вслух. Чередуем "Исповедь" Августина и "Евгения Онегина". В обоих случаях близки к завершению.

Вчера не удержался от слез, когда читали последнее объяснение Татьяны с Онегиным.

А Августин поражает необыкновенной формой: мышление-молитва. Предъявляя Богу свои вопросы и недоумения, он сразу же и просит помощи в их разрешении. И так на каждом шаге.
А к его рассуждениям о времени хочу потом отдельно вернуться - они завораживают и приводят в смятение, надо разбираться. Почему Хайдеггер не ссылается на Августина, они, по видимости, очень близки?

(no subject)
gignomai
Бл. Августин, сокрушаясь в первых книгах "Исповеди", о грехах своей юности довольно своеобразно, с точки зрения привычных для нас оценок, выстраивает иерархию. Не слишком задерживаясь на блудном грехе, где ему, как можно понять, было в чем каяться и немало, он посвящает целую большую главу проступку, которы
й сейчас, мне кажется, большинством христиан, включая и иереев, вообще бы не был отмечен. Он и еще несколько отроков залезли в чужой сад и обтрясли грушу - из чистого озорства, не от голода.
Августин сам же и объясняет, почему именно этот грех особенно тяготит его душу: тем именно, что (в отличие от того же блуда) не удовлетворял никакой потребности. Два мотива он выделяет - желание выглядеть крутым и тягу к самому преступлению...
У меня к этому шкалированию грехов возникли две параллели.
Одна - услышанное от друга-старообрядца. У них принято делить грехи на естественные и противоестественные. Первые - это нарушения меры в том, что, если в меру, вовсе и не грех, а то и добродетель. К ним, скажем, относятся обжорство, пьянство и тот же блуд. А вот курение - грех противоественный и - нет ему оправдания!
А в торая пришла на ум, когда мой собеседник-оппонент подивился тому, что я, случается, нахожу не оправдание, но смягчающие обстоятельства случаям жестокости и насилия (на войне, скажем), а нетерпимо отношусь к словесному кощунственному глумлению. Как же так? Тут всего лишь слова, бла-бла, а там - больно же! Это так. Но по неопровержимой логике Августина в одном случае есть хоть какая-то причина, а в другом - зло ради зла.

Хорошо сказано!
gignomai
В результате создавшегося положения я не могу уделить внимание таким вопросам, как отрицание Скалигеровской хронологии или борьбе гаплогрупп, просто потому, что их адепты не желают отвечать на простой и ясный вопрос - а зачем Вы хотите внести те или иные радикальные изменения в официальную историю? А ответ "из любви к истине" меня не устраивает, так как в результате всех этих изменений из истории пропадает Христос, а он, как известно, и является Истиной. И для меня это тоже достаточно общеизвестное высказывание означает не только веру в то, что Христос и его миссия являются критерием истинности любой исторической теории, но и веру в то, что только за истинной историей можно увидеть руку Господа Бога, а за слегка подправленной историей - никогда!

Что такое "гаплогруппы" разбираться некогда, а "
отрицание Скалигеровской хронологии" - это всякая "новая хронология", серьезно относиться к которой и без этого красивого довода никогда не мог.