?

Log in

No account? Create an account

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Проходя мимо церкви Иоанна Богослова
gignomai
я обычно смотрю вывешенный там календарь. И вот вчера вдруг обнаружил, что в середу 11-го был молебен за "страдающих грехом винопития или наркомании". Что-то я не припомню, чтобы такая служба входила в годичный цикл. Это, наверно, инициатива нашего батюшки?

(no subject)
gignomai
Критика двух моих последних постов - этого и этого - дает мне возможность вбить два гвоздя по шляпку.

Read more...Collapse )

Ницше о несубъективности поэзии
gignomai
Предыдущий пост со ссылкой на лекцию Максима Калинина о сирийских мистиках вызвал обвинение - в адрес лектора и публикатора - в психологизме, в неразличении духовного и психического. Это - недоразумение, связанное с неустоявшейся терминологией. "Сознание", о котором говорит Калинин, применяя (как, скажем, и Е.Л.Шифферс) этот термин для описания духовного опыта св. отцов, вовсе не "субъективно" и именно потому может быть отождествлено с "обителью", в которую может войти сам Бог - если она приготовлена к этому.
Неожиданно мне на помощь в объяснении этого пришел Ф.Ницше, чье "Рождение трагедии" с наслаждением сейчас читаю. В главах, посвященных Гомеру и Архилоху как поэтам соответственно аполлонического и дионисийского склада, Ницше вот что пишет о лирическом поэте и его будто бы "субъективности":

Read more...Collapse )

Максим Калинин. Визионерский опыт сирийских мистиков и границы сознания.
gignomai
Via seelenwacht
Там о поразившей меня возможности мыслить участие Бога в делах мира только через сознание человека - в синергии с ним. И это не деизм!
Ну и еще тщательно проработанная теория сознания и техника работы с ним.
Очень симпатично мне желание автора перевести язык этих сирийских мистиков на язык психоанализа, установить соответствия.



об одном просчете Маркса-Энгельса
gignomai
Замечательный постинг trita о том, что корысть большинства - это вовсе не бескорыстие, где он, в частности, поминает пролетариат, который "пытался корыстно утвердить свой класс как эталон и норму бескорыстия", вызвал в памяти тот аргумент, которым "основатели" обосновывали бескорыстие пролетариата: ему, мол, "нечего терять, кроме своих цепей". Понятно, что здесь неявная аллюзия на евангельский рассказ о юноше, которому Христос посоветовал раздать имение. Но, увы, параллель неосновательная: большая разница между тем, кто сам раздал имение, и тем, кого обделили. Странно ждать от второго бескорыстия. И не дождались.

(no subject)
gignomai
Решил почитать вечером "Рождение трагедии" Ницше. У меня есть эта вещь в двух переводах, старом, Г.А.Рачинского, и новом, покойного А.В.Михайлова. Хотел было взять михайловский перевод, тем более, что он у меня в отдельном изящном издании. Но.
Прочитал в предисловии издателя, что слово Rausch, которое у Ницше связано с дионисийским началом и проявляется в пении, плясках и оргиях и которое Рачинский вполне ожидаемо и "по словарю" переводит как "опьянение", Михайлов перевел как "похмелье"...
Я с большим уважением отношусь к А.В.Михайлову и его трудам (и понимаю, что хороший переводчик не идет на поводу у словарей), но, помилуйте, такое впечатление, что А.В. был полным трезвенником и никогда не испытывал похмелья - состояния, в котором не то что петь-плясать, но ни-че-го не хочется.
Не, буду читать по Рачинскому. 

seminarium perennis
gignomai
Начал читать «Историю новой философии» Виндельбанда – слабая замена отсутствующему историко-философскому образованию. И задумавшись о том, зачем оно и почему его отсутствие воспринимаю как ущербность, легко нашел ответ: пытающемуся мыслить нужно подключиться, узнать, какие ходы мышление проделало до него. История философии (в первую очередь, но и науки, и искусства) представилась как один многовековой семинар. Вот оно, верное слово: семинар.
Конечно, я понимаю, что это очень специфический взгляд, обусловленный многолетней работой с наследием такого семинарского феномена, как ММК, и соучастием в куче других семинаров… (Да и здесь в жж что я с 2007 года делаю, как не семинарю?). Но специфический не значит порочный, что-то, думаю, такой взгляд позволяет увидеть, иначе не замечаемое.
Read more...Collapse )

норма и онтология
gignomai
Интересная мысль ГП встретилась при чтении материалов симпозиума 1978 года по деятельностному подходу:
"То, что на первом этапе анализа выступало как нормативные схемы и так это осознавалось во всей специфике этого термина, теперь на втором этапе стало представляться и осознаваться как онтологические и предельные слои теории деятельности. Мне эта проблема представляется кардинальной (я еще постараюсь вернуться к ней) и может быть обозначена как соотношение между нормативным описанием деятельности, раз, и онтологическими и модельными схемами теории деятельности, два".

Т.е. онтология, представляющая реальность в ее сущности, получается как переосмысление нормы, нормативного описания этой реальности - того, каким мы ее хотим видеть. Применительно к человеку: суть человека не в том, каков он есть, а в том, каким ему должно быть. Можно сказать: каким он задуман Создателем.

(no subject)
gignomai


Шум времени
gignomai
Сфотографировал рекламные листовки кандидата от ЛДПР с аристократической фамилией:

Read more...Collapse )