gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

не любите мира и того, что в мире...

"Принадлежащее временности Dasein настоящее не имеет характера мгновения ока постоянно, т.е. Dasein экзистирует не постоянно как решительное, более того, ближайшим образом и по преимуществу оно нерешительно, отрешено от своей самой собственной способности быть". Нерешительное экзистирование есть, конечно, тоже экзистирование, но дело в том, что именно нерешительность характеризует повседневную действительность Dasein.

Почему так? Почему не всякий момент нашего времени мы держим за чуб бога Кайроса? Откуда эта вялая, лишенная решимости обыденность?
Dasein, в своем фактичном экзистировании, есть бытие-в-мире, бытие при вещах и со-бытие с другими. И понимает себя Dasein ближайшим образом и по преимуществу из вещей, из наличных и подручных вещей своего обихода. Но так понимать себя значит "набрасывать собственную способность быть на выполнимое, настоятельное, необходимое, целесообразное, присущее делам повседневной деловитости. ... Так Dasein приходит от вещей к себе"  Dasein при этом понимает себя как существо, покинутое на милость вещей, зависящее от того, что вещи дают и в чем отказывают, от удачи и не удачи. Отношение Dasein и вещей оборачивается: способность Dasein быть набрасывает не само Dasein из самой своей самости, а как бы сами вещи.

Особо об отношении Dasein с другими, ближними. Здесь сказано нечто, поразившее меня сначала своей парадоксальностью, и, хотя некоторое понимание пришло, я в нем не уверен. Вот что пишет Хайдеггер: "Другие - ближние - только тогда рядом, когда они не находятся в непосредственной близости, до которой можно достать рукой. Они становятся понятными в их присутствии рядом из вещей и вместе с вещами". Х. вновь ссылается на Рильке, герой которого, наткнувшись на уцелевшую стену снесенного дома, встречает ближних - его жителей: "Мы замечаем, как просто и без усилий здесь мир, т.е. бытие-в-мире - Рильке называет это жизнью - бросается нам навстречу из вещей".
Что, как мне кажется, я понял? Речь, прежде всего, о восприятии ближнего повседневным, нерешительным экзистированием, не в моменты кайроса, а как это свойственно повседневности. В отношении ближнего  увиденного рядом в "непосредственной близости, до которой можно достать рукой", когда он оголен от вещей, от предметности, мы не знаем ответа на вопрос "ты кто?", точнее: "ты что?". Ближний в повседневном несобственном существовании понятен только в отстранении, в контексте вещей, как вещь среди вещей. И прорыв к иному отношению "кайротичен"...

О будущем. Несобственное понимание себя из вещей, хотя и имеет характер наступающего, будущего, но это не собствено-свое будущее; Х. называет его "ожиданием" (Gewärtigen). Dasein ожидает своей способности быть от вещей - или же дожидается, когда истечет им срок. Наша способность быть при этом определяется из податливости или неподатливости вещей, которые нас заботят.

О прошлом. "Мы не воспроизводим то сущее, каковым мы были, мы не перенимаем самих себя в нашей фактичности". То, что мы есть (а в этом всегда заключено то, чем мы были), лежит некоторым образом позади нас, забытое". Забывание это не исчезновение бывшего, это "позитивно экстатический модус временности", состоящий в отстранении от самого собственного бывшего и замыкании того, от чего забывание отстраняется.
Бывшее - это не прошлое, которого нет, это модус экзистирования Dasein - в отличие от вещей, которые - прошлые.

Итак: "настоящее не собственно-своего понимания не имеет черт мгновения ока, так как этот модус настоящего временит себя из не-своего будущего. Не собственно-свое понимание имеет соответственно характер забывающего и вовлекающего в настоящее ожидания".
Как поется в одной песне: "Научи меня жить любовью, жизнью бедною и простой...".
Tags: Рильке, Хайдеггер, будущее, вещь, дазайн, мир, прошлое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments