gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Решимость быть

Пора вспомнить о времени. Понимание принадлежит фундаментальному устроению Dasein, а Dasein в свою очередь основывается во временности. Как именно связана временность с пониманием, является ли она условием возможности понимания? Иначе говоря, имеет ли набросок (ведь в понимании Dasein набрасывает себя в направлении возможности) основание во временности? Такова тема следующего куска.

Хайдеггер начинает с экзистентного, онтического понимания: каким образом экзистирующее отношение к сущему в самом широком смысле - как его, сущего, понимание - имеет свое основание во временности. И - это будет следующий вопрос - как обусловлено временем понимание бытия, принадлежащее этому экзистирующему отношению к сущему?

Временность, как было ранее установлено, есть равноисходное экстатически-горизонтальное единство будущего, бывшего и настоящего. Общим исходом, основанием всех трех топов времени является экзистирование Dasein, в котором Dasein есть оно само в своей им самим выбранной возможности. Эту экзистенцию Х. называет решимостью.

((Тут - важное. У Х. много терминов, особенно в "Бытии и времени", которые в обыденном языке имеют психологический смысл. Но Х. - психолог, он - онтолог, онтоантрополог. Важно, что его антропологические характеристики, вроде введенной сейчас решимости, это не субъективные состояния психики, а онтологические основания бытия человеком. Связано ли это с психологией? Да, конечно - в том смысле, что индивид может и должен приобщиться решимости, чтобы реализовать  свою человеческую сущность. Здесь тот же смысл, что и в методологическом утверждении над-индивидуальности мышления, которое "садится" на человека или к которому он подключается)).

"В решимости Dasein понимает себя из своей самой собственной способности быть". Дальше Х. разворачивает смысл решимости. Это - "воспроизводящее возвращение к самому себе из некоторой выбранной возможности, в которой Dasein, подступая к себе, забежало вперед. В экстатическом единстве воспроизводящего забегания вперед или предварения, т.е. в этом бывшем и будущем, лежит некоторое специфическое настоящее".
Что это значит? Dasein (я, ты, он) есть, прежде всего, его бывшее (я есмь то, кем я был, таким я помню, знаю, понимаю себя). Удерживая себя таким Dasein себя воспроизводит, повторяет (Wiederholung). Но в то же время Dasein в каждый момент понимает-творит себя в свободно избираемой возможности, Для этого оно забегает вперед, предваряя свое становление собой вновь. И, наконец, "перетаскивает" себя-бывшего в это новое состояние. Причем это не надо понимать, как последовательность моментов, это все одномоментно, в настоящем, которое и конституируется решимостью.
Настоящее, как мы помним, пребывает при вещах, которые оно удерживает и при которых удерживается. Оно может увлекаться наличным и теряться в нем, впадая в забывчивость. Решимости отвечает особое настоящее, которое удерживается в специфическом будущем (предварении) и бывшем (воспроизведении
"Удерживаемое в решимости и из нее проистекающее настоящее мы называем мгновением ока. ... Мгновение ока есть вовлечение в настоящее такого присутствующего, которое, принадлежа решению, размыкает ситуацию, на которую решимость решилась".
В мгновении ока Dasein, решившись отстраняется от случайных обстоятельств ситуации поступания. Оно как бытие-в-мире вглядывается в мир, удерживает его в поле зрения, но не дает обстоятельствам подчинять себя.
Наконец, будучи со-бытием с другими, Dasein должно первично самоопределяться в одиночку, из своей решимости. "Только из решительного обособления (Vereinzelung) и в нем Dasein становится собственно свободным и открытым для Ты. Бытие-друг-с-другом - не назойливая попытка Я втереться в доверие к Ты, проистекающая из взаимной беспомощности и желания друг за друга спрятаться. Напротив, экзистирующие "вместе" и "друг-с-другом" имеют основание в подлинном обособлении каждого в одиночку, которое определено настоянием как мгновением ока".

((Несколько вещей, которые хочу отметить.
Во-первых, не знаю как кто, а я, читая это, осязательно, мышечным чувством ощущаю описываемое Х. усилие по удерживанию от распада личной "цепи времен", сохранию себя самим собой, в целости. Любопытно, что тут, как мне кажется, начинает играть найденное переводчиком русское слово "настояние", придающее настоящему, мгновению ока характер действия, настаивания.
Во-вторых, обращаю внимание на то, что kaktus77 уже сравнил экстатическую структуру временности с методологической "схемой велосипеда" (шага развития). В этом куске это сродство становится еще более явным. Х. как бы вскрывает экзистенциальную подоплеку "велосипеда", развития.
В-третьих, хотя "Ты" в последней цитате вроде бы напрямую относится к другому человеку (упоминание о "взаимной беспомощности") прописная буква склоняет к догадке, что речь идет о самостоянии Dasein и по отношению к Богу, которому нужен свободный партнер...))..

,

Tags: Хайдеггер, время, дазайн, понимание, самоопределение
Subscribe

  • Эк поперло всё!

  • Прогулялись

    В Успенском. Церковь: А это вид от церкви:

  • Распутин

    Еще раз привлекаю внимание к замечательным очеркам С.Фомина о Первой мировой и предпосылках Революции. В них много и о Распутине важного,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Эк поперло всё!

  • Прогулялись

    В Успенском. Церковь: А это вид от церкви:

  • Распутин

    Еще раз привлекаю внимание к замечательным очеркам С.Фомина о Первой мировой и предпосылках Революции. В них много и о Распутине важного,…