gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Как выбраться из пещеры?

Платон различает видимое глазами (oraton) и мыслимое (noeton). Видимое выявляется в свете солнца. Глаз, согласно Платону, чтобы видеть, должен сам быть причастным свету, солнцу, "солнцевидным" (helioeides, в переводе Гёте, развивавшего свою теорию зрения, sonnenhaft).
Аналогично, и нечувственное познание, т.е. все науки и особенно философия, могут выявить бытие лишь в том случае, если получают "свой свет" и причастны ему. Таким светом, по Платону, для познания является идея блага, idea tou agathou. Познание "определено через благо", agathoeides.
И более того, "познанному не только случается быть познанным в силу некоего блага, но ... оно обладает бытием и чтойностью также от него (блага), причем так, что благо само не есть как-бытие и что-бытие, но превышает таковое бытие достоинством и силой" (Государство, 509b6-b10). Это Платон, а Х. резюмирует: "То, что высветляет познание сущего (позитивную науку) и познание бытия (философское познание) как выявление лежит за пределами бытия". Понимание бытия уже движется в некотором дающем просвет, высветленном горизонте.

Что означает этот образ? О чем речь? Х. ссылается на то, что и Платон изъясняет свою мысль в этом пункте сравнением. Он всегда хватается за сравнение там, где наталкивается на самый крайний предел философского вопрошания, т.е. начало и исток философии. И это, говорит Х., не случайность.

((Я уже как-то упоминал о том, что мой друг Альберт Соболев стоит на том, что всякая подлинная философия только и должна заниматься тем, что таково, что может быть усмотрено только взглядом искоса)).

Не буду пересказывать известную притчу о пещере из "Государства". Вот толкование Х.: "Условие, дающее возможность распознать нечто как всего лишь тень в отличие от действительного, лежит не в том, что я вижу бесчисленное множество данных мне вещей. Если бы даже обитатели пещеры отчетливее видели то, что они видят на стене, и так до скончания века, они все равно не смогли бы усмотреть, что это - всего лишь тени. Фундаментальное условие возможности понять действительное как действительное состоит в том, чтобы видеть в солнечном свете, так, чтобы глаз стал причастен солнцу. Здравый человеческий смысл в пещере своей осведомленности и своего всезнайства ограничен: он должен из этой пещеры вырваться".
Плюс к этому Х. напоминает, только напоминает о "понимании бытия в античности ... из произведения", не вдаваясь в доказательное увязывание одного с другим. Идея блага, есть не что иное, как demiourgos, творец. "Уже это позволяет увидеть, как idea agathou связана с poein, praksis, techne в самом широком смысле".

((Не раз уже в связи с этим чтением книги Х. вставал вопрос о некотором сродстве мысли Х. и Щедровицкого (например, здесь). как, впрочем и о различиях. Сейчас - еще один повод. Прикованный к стене "здравый смысл" - это, очевидно, натурализм. МД-методология распредмечивает натуралистическое восприятие, обнаруживает его деятельностную природу; деятельность - вот то "солнце", которому нужно причаститься, чтобы видеть более глубоко и верно. Рискну предположить, что Х., знай он про ММК, высоко оценил бы этот подход, как он в свое время отдал должное Марксу. Но все-таки отнес бы к одному из родов "пещерной слепоты", хотя и содержащему в себе начаток прозрения. Но ведь он, Х., по всей видимости, и Платона не считает нашедшим ответ на вопрос о бытии, поскольку, что благо, что демиург, что даже библейский Бог для него варианты сущего... Посмотрим, к чему же придет он сам)).
Tags: Платон, Хайдеггер, Щедровицкий, деятельностный подход, методология, натурализм, свет
Subscribe

  • Лейбниц о рождении и смерти

    Но раз у животных есть души, то об их душах следует сказать то же, что можно сказать, вероятно, и о самих животных, а именно: что они уже были…

  • Два взгляда

    Спиноза пишет: «... посредством того, что любви не вызывает, никогда не возникнут раздоры, не будет никакой печали, если оно погибнет, никакой…

  • Спиноза о самоценности посюсторонней жизни с Богом

    В «Кратком трактате» Спиноза признает бессмертие в смысле вечного существования (соединенной с Богом) души, но не ставит блаженство в зависимость от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments