gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Допонятийное понимание

Речь шла о том, что всякое соотнесение с сущим, познавательное или техническое, возможно лишь тогда, когда оно (сущее) "способно выйти навстречу в просвете понимания бытия". Хайдеггер так поясняет это: всякое понимание по сути сопряжено с некоторым само-расположением, присущим самому пониманию. Расположение - формальная структура того, что мы обозначаем как настроение, страсть, аффект и тому подобное. Все это конститутивно для всякого отношения к сущему.

((Иначе говоря, начисто бесстрастного отношения к сущему - в вещам, другим людям, к миру - не бывает; это невозможно, поскольку отношение, встреча с сущим невозможна без подлежащего всякой такой встрече понимания бытия, которое, в свою очередь, неотделимо от того, что выше названо "само-расположением")).

Но одно расположение не делает отношение возможным, "только заодно с пониманием, которое дает свет (Helle) каждому настроению, каждой страсти, каждому аффекту.

((Отмечу, что это последнее замечание Х. было бы бессодержательным, если бы ни были возможны настроение, страсть, аффект без понимания бытия; они возможны и случаются, но при этом не происходит встречи с сущим)).

Бытие, как уже было сказано, набрасывается в направлении чего-то, какого-то сущего, откуда оно становится понятным. Но, заканчивает эту фразу Х.: понятным непредметно. "Оно понято пока до-понятийно, без логоса; поэтому мы обзначаем такое понимание как до-онтологическое понимание бытия".
Всякий онтический опыт сущего предполагает в качестве своего условия это до-онтологическое понимание бытия.
Оно, это до-онтологическое понимание есть условие возможности опредмечивания, тематизации бытия.

Сказанное позволяет определить онтологию как науку. Всякая наука имеет свой предмет, т.е. опредмечивает. Опредмечивает - что? Нечто уже наперед-данное, некоторым образом понятное, раскрытое. Так - с науками о сущем, которые опредмечивают те или иные роды сущего. Так и с онтологией: "в опредмечивании бытия совершается фундаментальный акт, в котором онтология конституирует себя в качестве науки".

Х. специально объясняет, что опредмечивание "не означает субъективного восприятия и толкования на свой лад того, что схватывается как предмет. Фундаментальный акт опредмечивания, будь то опредмечивание сущего или бытия выполняет - и это не отменяет глубинного отличия одного от другого - определенную функцию, состоящую в членораздельном набрасывании предданного в направлении того, в направлении чего оно уже набрасывалось в донаучном опыте или понимании".

((Вот это, последнее, очень интересно: про до-онтологическое, до-понятийное, донаучное, нечленораздельное (неартикулированное) понимание, подлежащее в качестве условия возможности предметизирующему научному познанию, равно как, если вспомнить ранее сказанное, и всякому техническому обхождению. Это явно перекликается с методологической оппозицией "объект - предмет", "принципом двойного знания". Общие корни)).
Tags: Хайдеггер, онтология, понимание, понятие
Subscribe

  • еще одна ночная прогулка по Вологде

  • опять в Вологде

    Не сидится деду. Затеяли мы с КП игру проводить с вологодской молодежью. И я приехал обуждать прооект - с ним, с его дочкой (она и есть первая…

  • Прощание с Вологдой

    Завтра в Ярославль, потом домой. Сегодня прогулялись вечером. Красивый город и ухоженный. Забыл сказать, что напротив Костиного дома дом, где жил…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • еще одна ночная прогулка по Вологде

  • опять в Вологде

    Не сидится деду. Затеяли мы с КП игру проводить с вологодской молодежью. И я приехал обуждать прооект - с ним, с его дочкой (она и есть первая…

  • Прощание с Вологдой

    Завтра в Ярославль, потом домой. Сегодня прогулялись вечером. Красивый город и ухоженный. Забыл сказать, что напротив Костиного дома дом, где жил…