gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

"Я вне себя, я сам не свой..."

В "теперь-потом-тогда" мы расслышали выговариваемые временем настояние, ожидание и удержание. Что дальше, т.е. глубже?

Находясь в ожидании, мы в нашем вот-бытии (Dasein) всегда вступаем в отношение с нашей собственной способностью быть. Вместе с ожидаемым событием мы ждем самих себя, поскольку мы при этом событии. Dasein понимает само себя из собственной способности быть, в ожидании которой оно находится. Иначе: Dasein в этом ожидании подступает к самому себе.  Это подступание и есть первичное понятие будущего ("наступающего", zukünftig).

Аналогично, в удержании (или забвении) наряду с каким-то сущим удерживается само Dasein. Бывшее Dasein принадлежит его настоящему и будущему; нельзя сказать, что его нет, оно есть именно то, чем оно было. Мы так же не можем избавиться от своего прошлого, как не можем ускользнуть от своей смерти. И наоборот, Dasein может быть бывшим, только покуда оно есть. Когда Dasein больше нет, его и не было (в отличие от вещи, после исчезновения которой, можно сказать, что она была). Dasein, сказано выше, под-ступает к самому себе, но потому же оно и от-ступает, возвращаясь к тому, чем оно уже было.

Собственно, это и есть способ существования Dasein. Бывшее заодно с будущим и настоящим только и делает возможной экзистенцию.
Исходное единство так описанных будущего, бывшего и настоящего и представляет собой феномен исходного времени, которое Хайдеггер назвал временностью. "В самовыговаривании временность временит то время, которое только и известно расхожему пониманию",

Настоящее не тождественно наличию или присутствию. Dasein настаивая на настоящем соотносится с некоторым наличным сущим и удерживает его, удерживается при нем.

Выявленные нами характеристики - подступание-к-себе для будущего, возвращение-к для прошлого и удерживание-себя-при для настоящего раскрывают глубинное устроение временности. Время как будущее, бывшее и настоящее смещено в самом себе - как наступающее Dasein смещено к своей сбывающейся способности быть, как бывшее - к своему прошлому, как вовлекающееся в настоящее - к другому сущему. Временность есть исходное "вне-себя", ekstatikon. Время не случайно, а по сути своей экстатично. Будущее, прошлое и настоящее Х. называет тремя экстазисами временности.

Сама терминология оказывается в помощь. Лат. existentia происходит от глагола ex-sisto - "вы-ступаю" (sisto - ставлю от sto - стою). Аналогично ek-stasis связано со stasis (стояние, покой) и istemi (ставлю). Говоря об экстатическом характере времени мы интерпретируем экзистенцию, которая, если рассматривать ее онтологически, есть исходное единство подступающего к себе, возвращающегося к себе, вовлекающегося в настоящее и настаивающего на настоящем бытия вне себя. Экстатически определенная временность есть условие бытийного устроения Dasein.

Исходное время, временность экстатично, т.е. в себе самом есть есть вне себя, в этом суть временения (Zeitigung). Это значит, что в сущности каждого экстазиса заключено отстранение (Entrückung), распахнутость в направлении к чему-то. Это "что-то" Х. называет горизонтом соответствующего экстазиса. Временность экстатически-горизонтальна.

Кусочек заканчивается неразъясненным (с обещанием вскоре это сделать) на связь экстатически-горизонтального характера временности с интенциональностью и трансцендентностью. "Dasein лишь потому интенционально, что оно определено в своей сущности через временность".

((Заметил, что совсем перестал комментировать от себя. С одной стороны, формально все понятно, с другой... к чему он клонит?)).
Tags: Хайдеггер, время, интенциональность, трансцендентность
Subscribe

  • самость и эго

    Отрывок из Хайдеггера (подарок одного из семинаров): " Тезис: присутствие экзистирует ради себя, не содержит никакого эгоистически-онтического…

  • К.Г.Юнг о математике

    "... математики я просто боялся. Учитель делал вид, что алгебра - вполне обычная вещь, которую следует принимать как нечто само собой…

  • Не только в индологии

    Хороший постинг написал edgar_leitan про отсутствие - он даже резче сказал: изгнание - из западной индологии метанарративов и утрату…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • самость и эго

    Отрывок из Хайдеггера (подарок одного из семинаров): " Тезис: присутствие экзистирует ради себя, не содержит никакого эгоистически-онтического…

  • К.Г.Юнг о математике

    "... математики я просто боялся. Учитель делал вид, что алгебра - вполне обычная вещь, которую следует принимать как нечто само собой…

  • Не только в индологии

    Хороший постинг написал edgar_leitan про отсутствие - он даже резче сказал: изгнание - из западной индологии метанарративов и утрату…