Они начинают не с Воплощения, а с внутри-Троичной жизни, с отношений между Лицами св. Троицы. Эти Лица, говорят они, надо представлять не членами одного организма, а живыми Личностями, соединенными союзом любви. "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8), и только в свете этих слов Писания можно понять учение Церкви о существовании каждого из Лиц в другом и через другое (перихоресисе) и нераздельном единстве. Вся жизнь Божества слагается из двух, вечно сменяющихся моментов - самосообщения, самоотдачи одного Лица другому, необходимо соединенного с лишением Себя независимости (своего рода кеносисом) и обратного ее возвращения.
(Когда я читал это, я подумал, что мне это что-то напоминает. Вспомнил: "Инока" Е.Л.Шифферса, где внутренняя жизнь Троичного Бога тоже представлена как самоотдача, для которой Ш. нашел другое слово "жертва", "самопожертвование" - как суть, истина, парадигма бытия).
В этом внутритроичном кеносисе лежит ключ и к христологии. Самоуничижение Логоса при вочеловечение есть лишь продолжение этого вечного кеносиса, "абсолютной субординации любви".
Поэтому, как не обезличивается Сын в Своем домирном истощании, "не превращается в простое абстрактное тождество" с Отцом и остается Сыном, отличным от Отца, так не изменяется Его существо и при воплощении. Я Иисуса Христа тождественно с Я домирного Логоса, в обоих случаях это одно Лицо, тот же Сын Божий.
Что касается произошедших при Воплощении изменений, то они, говорят эти богословы, ясно указаны в Писании - лишение славы (Ин. 17:5), домирного образа Божия (Фил. 2:6-8) и суммирующее: превращение в человека (Ин. 1:14). "Слово стало плотью" - эти слова надо понимать абсолютно буквально, как именно превращение в человека из плоти и крови, со всеми внешними и внутренними свойствами человеческого существа. Глагол "эгенето" (стало) означает существенное превращение, он, например, употреблен там, где говорится о превращении воды в вино (Ин. 2:9). "Став плотью", Сын лишился всех Божественных свойств, отрекся от них ("самоотречение Бога"), от жизни самостояния перешел в жизнь подзаконную. Отказался Он и от Божеского самосознания как несовместимого с истинно-человеческим способом существования.
В самый момент этого самоотречения было зачато во чреве Марии тело, с которым тотчас и сочетался Логос как одушевляющее и олицетворяющее начало. "Христос лишил Себя Божеских славы, всемогущества, вездеприсутствия и из Бога сделался человеком". Разумеется, чтобы полностью вернуть Себе Божественное достоинство и Божеские свойства при прославлении.
Надо сказать, что более умеренные кенотики отнеслись к этому "углублению кеносиса" резко отрицательно; Томазиус назвал богословие главного радикала, В.Гесса, "заблуждением, противным Писанию" и уродством", а еще один автор из умеренных, Делитш, увидел здесь восстановление осужденных Церковью ересей.
Еще не конец.