gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

кеносис 6

Должен признать, что взгляды радикальных кенотиков произвели на меня впечатление своего рода трагическим величием...
Они начинают не с Воплощения, а с внутри-Троичной жизни, с отношений между Лицами св. Троицы. Эти Лица, говорят они, надо представлять не членами одного организма, а живыми Личностями, соединенными союзом любви. "Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8), и только в свете этих слов Писания можно понять учение Церкви о существовании каждого из Лиц в другом и через другое (перихоресисе) и нераздельном единстве. Вся жизнь Божества слагается из двух, вечно сменяющихся моментов - самосообщения, самоотдачи одного Лица другому, необходимо соединенного с лишением Себя независимости (своего рода кеносисом) и обратного ее возвращения.
(Когда я читал это, я подумал, что мне это что-то напоминает. Вспомнил: "Инока" Е.Л.Шифферса, где внутренняя жизнь Троичного Бога тоже представлена как самоотдача, для которой Ш. нашел другое слово "жертва", "самопожертвование" - как суть, истина, парадигма бытия).
В этом внутритроичном кеносисе лежит ключ и к христологии. Самоуничижение Логоса при вочеловечение есть лишь продолжение этого вечного кеносиса, "абсолютной субординации любви".
Поэтому, как не обезличивается Сын в Своем домирном истощании, "не превращается в простое абстрактное тождество" с Отцом и остается Сыном, отличным от Отца, так не изменяется Его существо и при воплощении. Я Иисуса Христа тождественно с Я домирного Логоса, в обоих случаях это одно Лицо, тот же Сын Божий.
Что касается произошедших при Воплощении изменений, то они, говорят эти богословы, ясно указаны в Писании - лишение славы (Ин. 17:5), домирного образа Божия (Фил. 2:6-8) и суммирующее: превращение в человека (Ин. 1:14). "Слово стало плотью" - эти слова надо понимать абсолютно буквально, как именно превращение в человека из плоти и крови, со всеми внешними и внутренними свойствами человеческого существа. Глагол "эгенето" (стало) означает существенное превращение, он, например, употреблен там, где говорится о превращении воды в вино (Ин. 2:9). "Став плотью", Сын лишился всех Божественных свойств, отрекся от них ("самоотречение Бога"), от жизни самостояния перешел в жизнь подзаконную. Отказался Он и от Божеского самосознания как несовместимого с истинно-человеческим способом существования.
В самый момент этого самоотречения было зачато во чреве Марии тело, с которым тотчас и сочетался Логос как одушевляющее и олицетворяющее начало. "Христос лишил Себя Божеских славы, всемогущества, вездеприсутствия и из Бога сделался человеком". Разумеется, чтобы полностью вернуть Себе Божественное достоинство и Божеские свойства при прославлении.
Надо сказать, что более умеренные кенотики отнеслись к этому "углублению кеносиса" резко отрицательно; Томазиус назвал богословие главного радикала, В.Гесса, "заблуждением, противным Писанию" и уродством", а еще один автор из умеренных, Делитш, увидел здесь восстановление осужденных Церковью ересей.
Еще не конец.
Tags: кеносис
Subscribe

  • (no subject)

    Как не процитировать? В окна Совета пахло навозной сыростью и теплом пахотной земли; этот старинный воздух деревни напоминал о покое и размножении,…

  • абстрактное и конкретное, конкретное переживание абстрактного

    Из письма логику и математику, моему постоянному собеседнику и корреспонденту: Для меня главная тема сейчас - абстракция. И ее противоположность -…

  • Рыцарь Копенкин

    Перечитываем в очередной раз "Чевенгур". И вот что я вам скажу: я, как читатель, наибольшую радость получаю от общения со Степаном Копенкиным.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments