gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

... продвигаемся понемногу...

Поиск истоков продолжается: откуда "теперь" и неотъемлемые от него "тогда" и "потом". В "потом" выговаривается пребывание-в-ожидании, в "тогда" - удерживание того, что было прежде.

((Здесь снова замечаем важные особенности работы Хайдеггера.
В "потом" ожидание в собственном смысле не имеется в виду, на него (ожидание) не направлено внимание, но оно само выговаривается и тем самым изъясняет себя.
Это очень важно! Уместно вспомнить в этой связи наблюдение моего пожизненого друга Альберта Соболева: истину можно увидеть только искоса, боковым зрением, никогда впрямую)).

"Тогда", как было сказано, есть самовыговаривание удержания прошлого. Удержание, оговаривает Х., включает в себя и забвение как не ничто, а вполне определенный способ соотноситься с прошлым, когда я отгораживаюсь от прошлого, так что оно от меня скрывается. ((Об этом меоническом аспекте уже шла речь в прошлом посте)).

Наконец, способ, которым в выговаривании "теперь" Dasein соотносится с тем, что наличествует в его настоящем, Х. называет das Gegenwartigen. Черняков перевел это словом "настояние", обосновав отказ от бибихинского перевода "актуализация" (вполне точного) тем, что в языковой оранжировке своей мысли Х. удерживает латинские термины для другого (из примечания, в котором это объясняется, я разницы не понял, но салютовал его переводческой доблести - передать максимум смысла). Настояние здесь столь же искусственное образование как глагол gegenwartigen и соответствующее отглагольное существительное в немецком Х. - от gegenwärtig (настоящее).

При таком замедленном движении приходится все время вспоминать и напоминать, откуда и куда это движение направлено. Напомним.
Мы исходили из того, как мыслил время Аристотель (что вполне понятно для нас сходу, поскольку соответствует расхожему восприятию времени) - как тогда - теперь - потом, т.е. как следование "теперь" из "теперь-еще не" в "теперь-уже-не", как необратимое, как одержащее в себе сущее (внутривременностть), как имеющее характер перехода, как выявленное в исчислении. Мы, далее, во взаимосвязанности, единстве всех трех топов времени - во всяком удержании и ожидании заключено настоящее, мы "втягиваем" прошлое и будущее в настоящее - в этом мы разглядели деятельное отношение, в котором время "выговаривает себя".
Время, которое подразумевается, когда говорят "теперь", "потом" и "тогда", это время, с помощью которого считает отводящее себе время Dasein.

Tags: Хайдеггер, время
Subscribe

  • (no subject)

    Cегодня - мне напомнила об этом система оповещения жж - день рождения Андрея Коваля, одного из тех, кого я хотел бы иметь другом, но не сумел.…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.

  • о возможности безотчетного переживания

    Читаем сейчас с Таней Пруста, "По направлению к Свану". Когда-то в юности начинал и не смог. А сейчас читаем с наслаждением. Отчасти сами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments