gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

для чего мы смотрим на часы

Что означает отсчитывание времени по часам? Эти вопросом мы закончили.
Часы - когда мы их наблюдаем - интересуют нас не сами по себе. Они показывают нам время.
Но и не время как таковое есть предмет рассмотрения для нас.  В исходном смысле использования часов нас интересует не просто время, а "время-для", время, которое требуется для того, чтобы то-то и то-то осуществить, время, которое я должен себе отвести, чтобы то-то и то-то исполнить.

Но чтобы отвести себе время, я должен им как-то уже располагать.
Тут Хайдеггер делает любопытное суждение: то обстоятельство, что мы часто, если не всегда, не располагаем временем, есть лишь привативный модус исходного располагания временем. ((Отсутствие чего-то (me on у греков) не есть онтологическое небытие, это есть признание, обоснование бытия!))
Это "располагание" временем, явленность его, есть основание того, чтобы с ним "считаться". "Считаться" здесь имеет смысл не исчисления,  а принятия в расчет, направленности на него внимания. Отсчет времени в использовании часов фундирован в необходимости отводить себе время, считаться с ним.
Измерение времени возникает из исходного отношения к нему - направленности на время.
Часы и были изобретены, чтобы устраивать наши расчетливые отношения со временем. Время нам дано до использования часов и только поэтому мы можем обращаться к нему, глядя на часы.

Когда мы в повседневности, не рефлектируя, смотрим на часы, мы всегда, говорит Х., явно или неявно приговариваем "теперь". Но при этом наше внимание направлено опять-таки не на "теперь" как таковое, а на то, что нас занимает, торопит, требует времени.
"Теперь"-сказывание - это не сказывание о наличном объекте. Не правильно ли будет сказать, что мы при этом заговариваем с тем сущим, которое есть мы сами? Это вообще не опредмечивающее заговаривание с чем-то, это - выговаривание чего-то. Dasein, экзистирующее всякий раз так, что оно отводит себе время, выговаривает себя, мимолетность своего "теперь", себя в "теперь".

Еще раз. Что "выговаривает" Dasein, когда вспоминает о времени? Что каждый из нас имеет в виду, при всяком контакте-уколе сознания временем - когда мы выговариваем (= мыслим) "теперь", равно как и "тогда", "прежде", "наконец", "однажды" и т.д.? Dasein выговаривает себе, напоминает себе, что оно - в движении, что время всегда присутствует - во всех наших планах и предосторожностях, действиях и приготовлениях, что я есть только при том, на что у меня есть время...

((Я знакомился с феноменологией по двухтомнику Шпигельберга, который в прошлом веке реферировал для ИНИОНа. Из него я, кажется, сумел почувствовать "дух феноменологии", дух осторожного ощупывания и оглядывания феномена без того, чтобы нарушить его чистоту привнесенными измышлениями. Можно было бы сказать (да, кажется, это и говорил чуть ли не сам Гуссерль), что Х. изменяет чистой феноменологии с клятой метафизикой особого разлива. Но, думаю, это не так. По крайней мере, в этих лекциях Х. именно феноменолог. Это как раз тот случай, когда радикальное следование какому-то подходу заставляет преодолевать его видимые границы.
Вспомнил аналогичный пример из другой области. Семен Людвигович Франк в юности дал слово отцу никогда не отступать от иудейской веры и, по его словам, став христианином, выполнил обещание.))
Tags: Хайдеггер, время, феноменология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments