gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

субъективно или объективно время?

Аристотель: Poteron de me ouses psyches ein an ho chronos e ou - если нет никакой души, то есть ли тогда время или его нет?
И еще более задумчиво:
Заслуживает рассмотрения и вопрос, каково отношение времени к душе... Если души нет, будет ли тогда время или это не так? Тут, пожалуй, нелегко разобраться. Ведь когда отсутствует возможность бытия того, кто будет считать, не может быть и исчислимого, а стало быть, ясно, что в этом случае не может быть и числа, ведь число - это либо нечто (уже) сосчитанное, либо нечто исчислимое. Если же ничему, кроме души или, точнее, ума в душе, не свойственна деятельность счета, то, коль скоро не будет существовать души, не будет и времени...

Это с одной стороны. Но в то же время время есть нечто всеохватное, то в чем происходит всё. Как пишет тот же Аристотель, оно en panti (повсюду), en ge, en thalatte, en ourano - на земле, на море, на небе.
То есть оно в некотором роде объективней, чем все объекты.
Оно объективней, чем все объекты, но вместе с тем - субъективно в том смысле, что оно есть только тогда, когда есть субъекты.

О чем говорит это противоречие? Мы знаем, говорит Х. уже из прежних разъяснений, что понятия "субъект" и "объект", как их сегодня употребляют, остаются онтологически неопределенными. И, значит, это ложный путь - рассматривать вопрос о бытии времени в рамках субъект-объектной оппозиции.
Всё упирается в вопрос о бытии Dasein: не обстоят ли дела так, пока что спрашивает Х., что Dasein, поскольку оно экзистирует, есть нечто более внешнее, чем любой объект, и вместе с тем - более внутреннее (субъективное), чем любой субъект, т.е. душа?

Важно, видимо, правильно осмыслить понятие akolouthein, следования, как подразумевающего некоторое онтологическое отношение фундирования, имеющееся между временем, движением, непрерывностью и измерением (в смысле простертости). У Аристотеля в явном виде об этом говорит только то, что сказано о переходности времени, о том, что "теперь" всякий раз есть "теперь-еще-не" и "теперь-уже-не"...

Х. завершает этот разбор аристотелевой концепции времени обещанием, что оба отрицающих друг друга суждения - время объективно и время субъективно - найдут определенным образом свое оправдание в более исходном понятии временности.
Tags: Аристотель, Хайдеггер, время
Subscribe

  • Ночью сложилось

    Что ты значишь, шум докучный? Смысла я в тебе ищу... Ищите женщину. Ищите Бога. Ищите смысл, отчаявшись найти... ... А там, где обрывается…

  • Вечный Картезий

    «Конечно, я могу, например, проследить действие Солнца через все пространство, отделяющее меня от него. Но так как это пространство заполнено, то я…

  • Расселл против Фреге

    Прочитал On Denoting Расселла, где он критикует Мейнонга и Фреге. Критика первого, в общем-то, понятна и не очень интересна. А вот критика второго…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments