? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
продолжаем мееедленно понимать
gignomai
Думал закончу этот большой кусок (посвященный толкованию аристотелева понятия времени) сегодня - ан нет, не хочется. Каждый шажок - приращение смысла.

Время - род "вместилища" для сущего, оно каким-то образом уже есть до того сущего, движение которого оно измеряет. Кант, напоминает Хайдеггер, называет время "то-внутри-чего" (das Worinnen) некоторого порядка".

В силу присущего времени характера перехода время, по Аристотелю, измеряет всегда только движущееся или - как предельный случай движущегося - покоящееся. Не само движущееся сущее, а его движение: ouch haplos estai metreton hypo chrono, he poson ti estin, all' he he kinesis autou pose (Так что движущееся измеряется временем не просто поскольку оно есть нечто количественное, но поскольку количественно его движение).
Требует пояснения отнесение к движению покоя. Покой - это остановка движения. С этим нельзя путать вневременное, например, геометрические фигуры; треугольник не покоится, он вне времени.

Как время измеряет движение? По величине перехода, по тому, сколько "теперь" ((условных, разумеется, таких, как деление часов)) в нем имеется.

Всем этим проясняется для нас сущность времени, то, что оно "исчисляется в движении": hama gar kineseos aisthavomena kai chronou - заодно с движением мы чувственно (глядя на движущееся) воспринимаем и время. Опыт движения открывает нам время.

Ну и последнее на сегодня. Вовсе не необходимо, что мы находим движение среди имеющегося в наличии. Даже когда темно, т.е. когда темнота скрывает от нас наличное сущее, если мы при этом обладаем опытом самих себя, т.е. действий нашей души, то вместе с этим опытом, сразу же заодно (euthus hama) всегда дано время. И замечательная иллюстрация внутреннего опыта покоя как остановки движения: удержание себя при предмете мысли. В "Об истолковании" Аристотеля сказано: histesi he dianoia (мышление стоит [при своем предмете].



  • 1
ИМХО время - целиком антропная конструкция.

Замеченные в опыте изменения (фазы луны, смена времен года и пр.) требовали понятных и логичных (в логике исключенного третьего) объяснений

Теорфизики недалеко ушли от этого древнего учения о времени, ну придумали тахионы, которые "во времени назад движутся", однако не все


Не стоит обольщаться достижениями в позиционировании спутников и работой GPS на основе атомных часов на этих самых спутниках, ибо они не "время сверяют", а рассинхронизацию своих колебательных процессов

Есть теории отсутствия времени, а фиксируемые изменения - суть нами фиксируемое движение сознания.

Кстати, др китайцы немного близко оказались в этом размышлении. Есть притча о том, что когда спросили что колышется ветер или флаг, ответом было - колышется твой ум

Edited at 2018-01-19 10:43 am (UTC)

А что, для Вас "антропное" (т.е. такое, что немыслимо в отсутствии человека) и "субъективное" (т.е. сущее только для человека, в его сознании) - это одно и то же?

1.Человек посредством своей нервной системы и памяти и в рамках своих физиологических ограничений редуцирует сущее до "своего сознания"
2.Антропное - больше, чем субъективное, поскольку определяет феномены, о которых договорились многие, а для каждого, его субъективное восприятие и понимание слегка "подкрашено" опытом, интеллектом, культурным кондиционированием

Понятно.
Но это не по Хайдеггеру, которого мы хотим понять.
Для него время антропно (не знаю, пользуется ли он этим термином, участие дазайна во временении так естественно интерпретировать), но это не вопрос договора. Последнее вообще вне его дискурса, по-моему.

"понять Хайдеггера" фильм можно снять хорор с боевиком пополам

Классная идея! Фильмов пока не приходилось снимать. Мы с Вами пишем сценарий. На роль Х. ... м.б. Евг. Миронова? Ханна Арендт? Гуссерль? Ясперс? Тень Аристотеля?

Тень Аристотеля был бы закадровый голос, который бы изводил Х, на его роль Г.Олдмена взял бы, а Скарлетт Йоханссон играла бы Монаду Лейбница и всячески мешала бы тоже.

А Хайдеггер бы весь фильм "понимал себя"

Про актеров, не скажу, не помню или не знаю, а так - класс!

Тень Аристотеля был бы закадровый голос, который бы изводил Х, на его роль Г.Олдмена взял бы, а Скарлетт Йоханссон играла бы Монаду Лейбница и всячески мешала бы тоже.

А Хайдеггер бы весь фильм "понимал себя"

Про опыт самих себя в темноте не очень понятно о чём речь и чем он отличен от "движения в наличии". Что есть действия нашей души к которому автоматически вменяется время? И что делать со слепыми в тезисе "глядя на движущееся"?

Я не первый раз всё надеюсь выйти на обсуждение "движения": что движется, куда, почему.

Edited at 2018-01-19 02:25 pm (UTC)

Слепые и "в темноте" - это один и тот же случай. Х., по-моему, хочет сказать, что, хотя опыт времени привязан к опыту движения, это движение не обязательно должно быть наблюдаемым вовне. Смена душевных состояний - тоже движение и тоже рождает опыт времени.

Так я и хочу понять что есть в вашем смысле "душевные состояния". Догадываюсь что это не состояния души в эзотерическом её смысле. А что? Вне физического зрения есть ещё мышление и эмоции, но "тьма" может быть и ментальной и эмоциональной, а в сумме всех трёх человек находится в бессознательном состоянии и времени не ощущает. Спит, например, без снов. Или выпил лишнего...

Пока не знаю, что ответить. Мне кажется, что Х. движется постепенно. Сейчас ему важно было предупредить, что ранее сказанное о связи времени с движением не понимали в смысле внешнего изменения.
Подозреваю, что вопрос о бессознательном он не ставит, поскольку феномен (а он феноменолог) это всегда сознаваемое. О ходе времени мы можем узнать от других, например, проспавшись.Но можно, наверно, сказать, что, если бы все погрузились в сон без сновидений или перемерли, то и времени, по Х., не стало.

Ну да, в науке принято достигать "чистоты эксперимента". В данном случае мы можем взять индивида в каких нибудь изолированных условиях, без доступа к иным источникам информации о ходе времени, кроме собственных.

  • 1