gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

ну и еще, проясняющее, про "теперь"

"Теперь" как исчисляемое через принадлежность к переходу есть вместе с совершающим переход телом всегда иное. Это не число, относящееся к определенной точке, не точечный элемент времени - потому что оно всегда уже выходит за пределы точки.
Поэтому, говорит Аристотель, "теперь" - не часть времени, но всегда - само время. И, поскольку оно не есть часть, движение, будучи измерено временем, само тоже не распадается на части. Если бы "теперь" разделяло бы движение на части, то в моменте-"теперь" был бы покой, остановка, а не движение, тогда как во времени мы имеем движение в его "ненарушаемой переходности".

"Теперь" становится границей в случае остановки, прекращения движения, или в его начале, но это есть нечто акцидентальное (symbebekos) по отношению к сущности "теперь".

Как переход время-"теперь" измеряет всегда некоторое "от - до", "как долго", некоторую длительность; при этом фиксируется некоторое определенное движение - например, продвижение секундной стрелки от одной метки к следующей, и этой численной мерой измеряется все движение. У Аристотеля это так и сказано: metrei d'houtos ten kinesin to horisai tina kinesin he katametresei ten holen (так выделенное движение предназначено для того, чтобы промерить целиком то движение, которое предстоит измерять).

И еще одно различение. Внутривременность вещей и событий нужно отличать от способа, которым "теперь", "раньше" и "позже" суть во времени, образуя его. Движение и движущееся, сущее есть во времени так, как исчисляемое есть в числе. Время не принадлежит движению, но охватывает (periechesthai), одерживает (umhält) его. Сущее одержимо временем.
Tags: Аристотель, Хайдеггер, время, движение
Subscribe

  • Мышление рабочего

    Из плана "Зреющей звезды", предвестницы "Чевенгура": . .. жизнь рабочих и их детей совсем не проста и не прямолинейна: она полна…

  • "Чевенгур" издали!

    Я имею в виду 4-й том Собрания сочинений, издаваемого ИМЛИ - хоть и не претендующего на полноту, но "научного", т.е. снабженного…

  • человеку иногда скучно с одними людьми

    Копенкин тоже ложился среди людей, чтобы меньше тосковать и скорее проживалось время. Изредка он беседовал с худым стариком, Яковом Титычем,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments