Время есть число, а не граница, но как число оно способно также измерять то, по отношению к чему является числом. Время - не только исчисляемое, но как это исчисляемое оно само может быть исчисляющим в смысле меры. Лишь поскольку время есть число в смысле исчисленного "теперь", оно может стать числом как мерой, т.е. может само исчислять в смысле измерения. Это различение в [понятии] "теперь" как числа вообще, как исчисляемого и как исчисляющего исчисляемого, а также отграничение времени как числа от границы составляет существенное содержание того трудного места в аристотелевом трактате о времени, которое мы сейчас разобрали только вкратце.
И вот я спрашиваю себя: вполне ли я понял "разобранное вкратце". Ну или, скажу осторожнее, достаточно ли понял, чтобы двинуться дальше с учетом, что разобрано "только вкратце" и еще не вечер...
Скажу еще раз свое понимание каждого из двух суждений.
1. Время есть число, исчисляемое, и оно же - мера, исчисляющее. В русском языке, как и в греческом и немецком, и, по-видимому, в иных тоже и "число", и "мера", и "время" имеют оба значения, это и средство, и результат счета (кстати, так же двузначно и слово "счет"). Разделить эти два значения можно только в абстракции (помыслить как разное), онтологически они неразделимы. Это понятно, не вполне понятно, почему это важно, что за этим стоит. Но, похоже, уделив этому обстоятельству столько внимания, Х. намерен на него в дальнейшем опираться. Запомнили, посмотрим.
2. Время есть число, а не граница. Разбираться с этим различием понадобилось потому, что число тоже в некотором смысле ограничивает, о-пределяет. Но отношение числа и границы к ограничиваемому - разное. Граница принадлежит ограничиваемому, неотделима от него (скажем, граница страны есть граница именно этой страны). А число может быть мерой чего угодно (10 лошадей, 10 треугольников и т.д.). Опять-таки внимание к этому различию проявлено Х. явно не зря. Тут мы даже можем, как я уже писал, немного подогадываться о том, что исчисление времени, время как число, временение исходит не из самого исчисляемого, а из или от чего-то (кого-то) иного.