gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

не отпускает

Сразу вослед месту, на котором я в прошлом посте остановился, у Хайдеггера идут следующие строки:

Время есть число, а не граница, но как число оно способно также измерять то, по отношению к чему является числом. Время - не только исчисляемое, но как это исчисляемое оно само может быть исчисляющим в смысле меры. Лишь поскольку время есть число в смысле исчисленного "теперь", оно может стать числом как мерой, т.е. может само исчислять в смысле измерения. Это различение в [понятии] "теперь" как числа вообще, как исчисляемого и как исчисляющего исчисляемого, а также отграничение времени как числа от границы составляет существенное содержание того трудного места в аристотелевом трактате о времени, которое мы сейчас разобрали только вкратце.

И вот я спрашиваю себя: вполне ли я понял "разобранное вкратце". Ну или, скажу осторожнее, достаточно ли понял, чтобы двинуться дальше с учетом, что разобрано "только вкратце" и еще не вечер...

Скажу еще раз свое понимание каждого из двух суждений.

1. Время есть число, исчисляемое, и оно же - мера, исчисляющее. В русском языке, как и в греческом и немецком, и, по-видимому, в иных тоже и "число", и "мера", и "время" имеют оба значения, это и средство, и результат счета (кстати, так же двузначно и слово "счет"). Разделить эти два значения можно только в абстракции (помыслить как разное), онтологически они неразделимы. Это понятно, не вполне понятно, почему это важно, что за этим стоит. Но, похоже, уделив этому обстоятельству столько внимания, Х. намерен на него в дальнейшем опираться. Запомнили, посмотрим.

2. Время есть число, а не граница. Разбираться с этим различием понадобилось потому, что число тоже в некотором смысле ограничивает, о-пределяет. Но отношение числа и границы к ограничиваемому - разное. Граница принадлежит ограничиваемому, неотделима от него (скажем, граница страны есть граница именно этой страны). А число может быть мерой чего угодно (10 лошадей, 10 треугольников и т.д.). Опять-таки внимание к этому различию проявлено Х. явно не зря. Тут мы даже можем, как я уже писал, немного подогадываться о том, что исчисление времени, время как число, временение исходит не из самого исчисляемого, а из или от чего-то (кого-то) иного.
Tags: Аристотель, Хайдеггер, время, мера, число
Subscribe

  • Р в ММК 17: marginalia

    Если уж мощный ум ГП то и дело теряется в причудливостях диалектики ОГ, что удивительного, что это происходит со мной. Удивительно другое - я уже…

  • Вiк любиш - не налюбишся

    Просматривая музыку, которую мне Т. на комп наскидывала, обнаружил диск украинского фолк-ансамбля "Божичи" с таким названием.

  • ...

    ... именно с этим горем, уходом Т., впервые зажила во мне робкая надежда, что это не конец. Впервые не хочется говорить "смерть" (хотя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments

  • Р в ММК 17: marginalia

    Если уж мощный ум ГП то и дело теряется в причудливостях диалектики ОГ, что удивительного, что это происходит со мной. Удивительно другое - я уже…

  • Вiк любиш - не налюбишся

    Просматривая музыку, которую мне Т. на комп наскидывала, обнаружил диск украинского фолк-ансамбля "Божичи" с таким названием.

  • ...

    ... именно с этим горем, уходом Т., впервые зажила во мне робкая надежда, что это не конец. Впервые не хочется говорить "смерть" (хотя…