gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

кеносис 5

Как я уже писал, по схеме Чекановского Томазиус - центр, а есть умеренные и радикалы. Начну с первых.
Если всё кенотическое богословие выросло из стремления осмыслить полноту, неиллюзорность человеческой природы Иисуса и сочло необходимым сделать вывод о некоторых изменениях в свойствах Божеской природы в Нем (всегда, впрочем, заявляя о приверженности христологическому догмату о "совершенном Боге и совершенном человеке", то умеренные кенотики сочли теологумены Томазиуса чересчур дерзкими, ставящими верность догмату под угрозу. Логос при вступлении в мир, говорят они, не мог отречься ни от каких Божеских свойств. Они отрицают и саму концепцию свойств с разделением на имманентные существенные и относительные несущественные. С одной стороны, говорят они, из того, что какое-то свойство является относительным не следует, что оно не существенно, ибо оно составляет необходимый атрибут Божества (например, всемогущество). С другой стороны, ни о каких свойствах Бога нельзя говорить помимо Его отношений к внешнему миру, иначе своершенно непонятны множественность и разнообразие этих свойств.
Что же они предлагают взамен? Утверждается, что кеносис есть не оставление Богом каких-то Своих свойств, а только перемена формы обнаружения их. В своей новой, "примененной" (angewendeten), форме эти свойства открываются не как сверхчеловеческие, параллельно силам человеческой природы, а в самих этих силах, преображая их до высоты, недоступной поврежденной человеческой природе. Всемогущество становится господством духа над телесной природой и способностью чудотворения, всеведение - безграничной пророческой зоркостью, вездесущие - способностью переноситься по желанию из одного места в другое.
Некоторые из кенотиков умеренного направления учили о двоякой жизни Сына Божия: жизни чистого Божественного Логоса и жизни Логоса воплотившегося - в ограниченных пределах человеческой природы. Кеносис в этом учении состоял не в отказе от Божеских свойств, а в отказе от применения их в условиях земной жизни Христа.
Трудность этой последней точки зрения: как совместить двояко проявляемые свойства (при единстве Лица Богочеловека), например, всеведение на небе и отсутствие такового (по человеческой немощи) на земле?
Резкой критике за внутреннюю непоследовательность и противоречия умеренный кенотизм был подвергнут радикалами - о которых в следующей записи.
Tags: кеносис
Subscribe

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечная память погибшим, чтобы она состоялась.

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments