gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

В чем ошибся Бергсон

Что же, побредем дальше.

Мы остановились на том, что время есть "при движении" (kineseos). Но вот что важно: движение для Аристотеля не сводится к пространственному перемещению, отнюдь. В самом общем смысле движение - это metabole, перемена. Пространственное движение, перемена места, перенос - phora - лишь один, самый наглядный, случай. Есть еще alloiosis, "становление-иным", изменение какого-нибудь свойства. Во всех случаях имеет место переход от чего-то к чему-то (ek tinos eis ti), но это вовсе не обязательно место в пространстве (topoi). ((Хотя, замечу, пространственная наглядность настолько облегчает восприятие изменения, что мы всегда прибегаем к его пространственному изображению - на схемах, графиках, диаграммах и т.п.)).
Аристотель называет эту структуру движения - от чего-то к чему-то - протяженностью, megethos, Хайдеггер предлагает называть ее "измерением" и напоминает, что, пользуясь этими понятиями, следует полностью освободиться - как сделал уже Аристотель - от пространственных представлений.
Ошибка Бергсона состояла как раз в том, что, противопоставляясь аристотелеву понятию времени, он приписывал ему пространственность, делая в итоге вывод, что для Аристотеля время есть пространство.

Следующая мысль Аристотеля, на которой останавливается Х., выражена греком так: akolouthei to megethei he kinesis, движение следует за протяженностью. Это, говорит Х. нужно понимать не онтически, а онтологически ((еще одна возможность вдуматься в смысл онтологической дифференции!)). Akolouthei, следует, понимается Аристотелем не в том смысле, что протяженность имеет своим следствием движение, а в смысле априорной фундированности движения в протяженности. Так же нужно мыслить и отношение между временем и движением: время сопровождает движение (ho chronos akolouthei te kinesei), наряду с временем всегда мыслится также движение (или покой как его предельная форма).

Если мы следим за движением, рассуждает Аристотель, то встречаемся также со временем - даже не схватывая его в собственном смысле и не подразумевая явно. В конкретном опыте движения мы удерживаем в первую очередь движущееся (kinoumenon, pheromenon), а уже в нем, при нем, наряду и заодно с ним - движение. В отличие от движущегося, движение не дано нам в своей индивидуальности и "этости".

Протяженности, по Аристотелю, принадлежит еще и непрерывность, "в-себе-сплоченность" (syneches) мест (состояний), которые сменяет движущееся. Полная цепочка онтологически фундирующих друг друга понятий выглядит так: места - протяженность - непрерывность - движение - время. Можно сказать, что движение - это пробегание непрерывной последовательности мест-состояний ((схематизация процесса)), но здесь очень важно именно вот эта "сплоченность" мест, то, что это не последовательность единичных "там", а непрерывный переход от "там" к "здесь", "оттуда" - "сюда". В этом и состоит смысл исходного аристотелева определения времени: "до" и "после", proteron kai hysteron - "то-откуда" есть нечто предшествующее, "то-куда" - нечто последующее.

И вот тут появляемся мы - как переживающие опыт времени. "Если мы таким образом видим многообразие мест в горизонте "оттуда-сюда" и в этом горизонте пробегаем отдельные места, то, поскольку мы видим движение, переход, мы удерживаем пройденное место как "то-откуда" и находимся в ожидании последующего места как "того-куда". Удерживая предыдущее и ожидая последующее, мы видим переход как таковой".
По ходу движения некоего предмета (например, стрелки часов) мы отмечаем, приговариваем "теперь-здесь", "теперь-там". И это "теперь" "вовсе не разумеется само собой, но за счет того, что мы говорим так, мы уже наперед даем часам время. Его нет в самих часах, но тем, что мы говорим "теперь", мы наперед даем часам время, а они дают нам количество "теперь"". "Это при-считываемое в следованиии за движением, т.е. это при-говариваемое "теперь", вот что такое время. ... "Теперь" как исчисляемое само является исчисляющим, исчисляющим места, поскольку движущееся пробегает их как места движения. Время как arithmos phoras [исчисление перемещения] есть исчисляемое-исчисляющее".
Tags: Аристотель, Бергсон, Хайдеггер, время, движение
Subscribe

  • (no subject)

    И все-таки, и все-таки... Да, нужен реализм. Да, мечта - ложь. Но только потому, что не на своем месте. Идеал, мечта - маниловщина! - законный…

  • о необходимом несовершенстве идеала

    Вялотекущее обсуждение с АЩ темы идеала (см. по метке "идеал") вывело на то, что идеал (по понятию он - о совершенстве) по необходимости,…

  • Где я нахожусь

    С этого вопроса начинала свои семинары Т. Физически в Москве, собираемся в инспекционную поездку по средней России: Елец (родина Таниного отца и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment