gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Аристотель о времени

Хайдеггер в этом кусочке близко к тексту излагает содержание посвященных времени пяти глав "Физики" (книга 4, главы 10-14). Идем за ним, наслаждаясь блестящей мыслью Философа.

Аристотель начинает с ключевого онтологического вопроса: время есть или его нету, сущее оно (on) или не-сущее (meon). Вопрос этот будет понятнее, если его уточнить: есть ли время самостоятельно наличное или оно "со-наличествует некоторому иному самостоятельно наличному"?
Второй вопрос: какова природа времени? Или в формулировке Х.: каков способ его бытия?
Как и почти всегда, Аристотель начинает с обсуждения взлядов, высказанных предшественниками, и с тупиков (апорий), в которые они зашли. ((Отмечаю: он ведь первым начал так работать, задав тем самым образец, которому все порядочные философы следуют до сих пор. Задал норму на тысячелетия! Поистине: Философ)).

Предварительный, напрашивающийся ответ на первый вопрос: время не есть сущее. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Настоящее, "теперь" (nun), не есть нечто самотождественное и единое (требования к самостоятельно сущему), оно всегда иное, многообразное. Таким образом, нет и настоящего. Приходится мыслить время не-сущим - но это же абсурд, апория.

Одно из традиционных воззрений, вспоминает Аристотель, отождествляло время с движением - движением вселенной в целом или же - в соответствии с представлением об устройстве мира - с движением самой внешней небесной сферы. Это воззрение укоренено в повседневном опыте: все сущее - во времени.
Однако, нельзя просто отождествить время с движением. Движение, рассуждает Аристотель, "всегда в движущемся и только там, где движущееся остается движущимся; напротив, время - повсюду (pantachou)..., и оно не в самом движущемся, но наряду с ним, некоторым образом - при нем".
И резюме: само время не есть движение, но его нет без движения, оно - нечто, относящееся к движению.
Вопрос, значит, в том, что из относящегося к движению есть время.Это все в первой из пяти, 10-й главе

Свой ответ Аристотель дает в следующей, 11-й главе: нечто, исчисляемое (arithmos) в движении, показуемое вр взгляде на "до" и "после", в горизонте более раннего и более позднего. Х. оговаривает, что здесь он только фиксирует этот исследовательский результат Аристотеля и что он его будет разбирать детально. Подождем.

Уточнение о связи времени и движения (гл. 12): не только движение происходит во времени и измеряется временем, но и наоборот - время измеряется посредством движения. Об этом выражение "временнность" или (термин Х.) "внутривременность". Рассмотрением покоя как предельного случая движения вроде бы проясняется отношение времени к вневременному. ((Пока не понял: что при покое время останавливается? Что имел в виду Аристотель?)).

13-я глава посвящена единству времени в многообразии сменяющих друг друга "теперь" - связности времени (sunecheia, continuum), непрерывности.

А в 14-й, последней в ряду, Аристотель возвращается к исходному представлению о "до" и "после" и вопросу о том, "где есть время". Ответ: повсюду, точнее, поскольку время есть нечто исчисляемое, повсюду, где есть счет. Но счет есть образ действия, присущий душе! Таким образом, "время в некотором смысле - везде, и все же всякий раз - только в душе".
Ответ ли это, которым можно удовлетвориться? Не для Хайдеггера: "покуда у нас нет удовлетворительного понятия души, рассудка, т.е. - Dasein, нам трудно сказать, что это значит: время в душе". Признание времени чем-то субъективным само по себе ничего не дает, кроме повода заняться "совершенно превратно понятыми проблемами". Одна из них - это проблема одновременности: как возможна одновременность различного? Философская разработка этой проблемы зависит от прояснения понятия внутривременности (как нечто есть во времени?) и вопроса о том, как и где есть время и может ли оно быть названо сущим.

Это был пересказ. Следующий кусочек озаглавлен "Истолкование аристотелева понятия времени".
Tags: Аристотель, Хайдеггер, время, движение
Subscribe

  • Времена и нравы

    Ушла от нас только что Танина ученица-семиклассница. Отправилась с подружкой петь в переходе. Смеемся все трое, пока она стоит на пороге:…

  • Самарканд 6: дети, языки и буквы, Ислам Каримов

    Водитель, везший нас из Бухары в Шахрисабз, довольно захохотал на моё «Хорошо рожаете». Другой, правда, сообщил, что раньше по шесть было, а сейчас…

  • С кем обняться?

    Таня ставит с детьми милую детскую оперу «Адам и Ева» (Сергея Плешака). Первочеловеки — четвертый класс. Третьеклассники исполняют роли зверей,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments