Первый, понятно, Аристотель, который "был ПОСЛЕДНИМ из великих философов, кто имел глаза, чтобы видеть, и, что еще важнее, энергию и твердость, дабы постоянно привязывать исследование к феноменам и увиденному, не обращая внимания на всевозможные дикие и ветреные спекуляции, как бы они ни были по сердцу здравому смыслу" (выделено мной - Г.).
Скажем, Плотин, хотя его идея эона как чего-то промежуточного между вечностью и временем повлияла на средневековую мысль, предлагает, однако, скорее теософскик спекуляции относительно времени, а не интерпретацию, которая строго придерживалась бы самого феномена и стремилась схватить этот феномен в понятии".
Дальше идут: Августин, в основных определениях, совпадающий с Аристотелем (Аристотель "понятийно строже и сильнее", Августин - видит "особое измерение (Dimension) феномена времени исходнее"; схоласты, прежде всего, Фома и Суарес; Лейбниц, Кант и Гегель. У всех "в основе провсюду проглядывает аристотелева интерпретация времени".
Наиболее самостоятелен Бергсон, различивший время (temps) и "дление" (durée), хотя, пишет Х., толкование "времени" у Бергсона основано на неверном понимании Аристотеля и помысленное им "дление" "в этом смысле оказывается ненадежным".
Впереди - подробный разбор некоторых особенно важных положений учения Аристотеля о времени (это - пять глав "Физики").
