gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Как мы будем уяснять онтологическую дифференцию

Торопиться не будем. Движемся так же обстоятельно, как сам Хайдеггер, в т.ч. объявляя последовательность ближайших шагов.
Начинаем с онтологической дифференции. Только ясно отличив бытие от сущего, перейдя от онтического рассмотрения сущего к онтологической тематизации бытия, можно понять бытие. Это, пишет Х., "вопрос жизни и смерти для онтологии, т.е. философии как науки".

((Собственно, все предыдущее было в сущности об этом: и то, что сказать о чем-то, что оно и каково оно, и сказать что-это нечто есть - разные вещи (тезис Канта); и различие между сущностью и существованием: и выделение особого сущего - Dasein с его интенциональным устроением как "ортогонального" сущему (кто следил за комментами, увидел здесь очевидное сходство с "ортогональностью" онтологии и оргдеятельностного устроения в СМД-методологии)... ))

Но понимание бытия доступно только Dasein, принадлежит его бытийному устроению. Следовательно, чтобы разобраться с бытием и его отличием от сущего, нам необходимо вникнуть в глубинное устроение Dasein, необходима экзистенциальная аналитика Dasein.

Дальше Х. делает такой тактический ход: провести такую аналитику в рамках лекционного курса немыслимо, поэтому воспользуемся результатами другого исследования - в "Бытии и времени". Результат, полученный там гласит: бытийное устроение Dasein имеет в своей основе временность. Доказывать мы это не будем, но непременно проясним, что это значит - отправляясь от расхожего понятия времени. Поскольку понимание бытия, как было выше сказано, принадлежит экзистенции Dasein, а она, в свою очередь основан на временности, "именно из временности должно быть извлечено то, исходя из чего мы понимаем нечто такое как бытие".

И еще одно терминологическое различие вводит Х.: временность и темпоральность; под темпоральностью (лексически одно всего лишь перевод другого) он понимает "временность в той мере, в какой она сама тематизируется в качестве условия возможности понимания бытия и онтологии как таковой".

В соответствии со сказанным построение первой главы второй части книги выглядит так: 1) время и временность, 2) временность и темпоральность, 3) темпоральность и бытие, 4) бытие и сущее.
Tags: Хайдеггер, бытие, время, онтология, сущее
Subscribe

  • Связалось

    Бог там, куда Его пускают (хасидская притча). Для меня положительный смысл страдания в том, что оно пробивает вот этот наш устоявшийся контур…

  • о стихе Вагинова

    Договорились с двадцатилетней дочерью моего друга, что буду посылать ей время от времени стихи и будем делиться впечатлениями. Естественно и…

  • Книга Таньги

    Начал работать над Книгой Таньги-2, поддержанный в сознании нужности этого двумя событиями. Во-первых, в интернет-журнале Института философии Vox…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments