Гоббс - номиналист. Вот как Х. определяет номинализм: "это такое понимание логических проблем, которое в интерпретации мышления и познавания исходит из мысли, выговоренной в высказывании, причем, исходит из высказывания в той мере, в какой оно предстает в виде выговоренной взаимосвязи слов".
Т.е., например, высказывание "человек (есть) смертный" номиналист воспринимает как связывающее значения слов "человек" и "смертный", а не как суждение о человеке и его обреченности смерти.
((С методологической точки зрения номинализм, как и его альтернатива, реализм, можно рассматривать как разные методы или подходы, каждый из которых хорош в своем применении - а не разные концепции реальности. Это же имел в виду ГП, говоря о материализме как методе)).
Объясняя свое обращение к Гоббсу, Х. пишет, что "крайне номиналистическая формулировка проблемы проведена здесь с непревзойденной ясностью, а в этом, независимо от надежности результатов, дает о себе знать определенная философская сила".
"Есть" - это простая составляющая предложения S есть P. Соответственно, извлечь ее более подробное определение можно из понятия высказывания, предложения. Гоббс, как и Аристотель, отправляется от различных форм речи - жалобы, повеления, предостережения и проч. Все они суть знаки душевных движений, аффектов.
О той форме речи, которой занимается логика, утверждении (propositio) он говорит, что это речь, составленная из двух имен, посредством которой говорящий показывает, что он понимает, что последующее имя (предикат) именует ту же вещь, что и предыдущее (субъект), или, что то же самое, что предшествующее имя содержится в последующем. А копула "есть" - это знак понимания того, что оба имени в предложении относятся к одной и той же вещи.
Х. уже здесь обращает внимание на некоторую слепоту Гоббса (и номинализма в целом) к проблемности бытия и нашей мысли о нем: высказывание "представляется ему последовательностью внезапно появившихся слов" - откуда?
Гоббс в этих своих суждениях очень близок Аристотелю: "Итак, оглашение в слове есть знак состояний души, и точно так же написанное есть знак оглашения". За этим, вполне живучим пониманием означения и символизации стоит неисследованность "многообразных символических отношений, которые очень нелегко ухватить в их элементарной структуре и которые заслуживают самых пространных исследований" - начатых Гуссерлем в первом "Логическом исследовании" и продолженных самим Х. в "Бытии и времени" (п. 17 "Отсыл и знак").
Но и сам Гоббс вынужден согрешить против чистого номинализма. Как точнее определить "есть" в качестве понятия связи в его знаковой функции? Знак связи выполняет функцию показа - "приводит на ум некую мысль, в которой мыслится основание, в силу которого оба следующие друг за другом имени приложимы к одной и той же вещи".
Вот пример. тело (есть) подвижное. Мы мыслим (и это обозначается связкой) словами "тело" и "подвижное" одну и ту же вещь. Но, пишет Гоббс, "дух на этом не успокаивается, но продолжает спрашивать: что означает быть телом или быть подвижным?".
Таким образом, проясняет дело Х., копула "как индикация мышления основания связи имен... представляет собой уведомление о том, что в propositio, в высказывании, мы мыслим quidditas, что-бытие вещей. Propositio - это ответ на вопрос: что есть вещь?", "В номиналистической интерпретации это означает: каково основание причастности двух различных имен одной и той же вещи?".
Но именно в отношении к propositio, утверждению, встает вопрос о его истинности или ложности. Как это понимает Гоббс? "Истинно всякое высказывание, в котором сочетание имен, субъекта и предиката, относится к одной и той же вещи; ложно же высказывание тогда, когда связанные имена относятся к разным вещам". Т.е. копула есть выражение истинности предложения.
((Сразу вспоминается этимология русского слова: "истина" = "естина")),
Для Гоббса истина - это всегда истинное предложение, "истина имеет место в сказанном как таковом, а не в вещах".
((Вот это - очень интересный момент. Для обыденного, натуралистического, сознания тут нет ничего цепляющего, пустые различения: какая разница - в вещах или в словах об этих вещах? Между тем, номиналистический заход a la Гоббс позволяет далее различать разные "истинности" в зависимости от задачи, ситуации, подхода и т.д. Т.е. делает возможным - ужас! - инструментальное отношение к "истине": работает или не работает?)).
А почему высказывание о сущем истинно? Не потому ли что в каком-то смысле истинно само сущее, положение дел? Гоббс называет "ничтожной ребячьей болтовней" ((приятно встречать ругань у философов - человеческое!)) учение о "трансценденциях", согласно которому всякому сущему присуще бытие сущим, единство и истинность (как мыслимому Богом). Никакой "истины вещей" - истина только в высказываниях.
Дальше идет очень любопытный разбор представлений Гоббса о различии между человеком и животным. В общем движении мысли Х. он излишен, но совсем пренебречь им не хочется - вынесу в отдельный пост.
Резюме Х. Для Гоббса высказывание есть чистая последовательность слов.Но в то же время ясно, что точка зрения номинализма не может быть проведена до конца. Гоббс с необходимостью вынужден связывать последовательность слов высказывания с вещью. "Гоббс, принуждаемый самими феноменами, интерпретируя высказывания как последовательность слов, все больше отказывается от собственного начинания. Такова характерная черта всякого номинализма".
((От себя добавлю оговорку: при метафизическом, натуралистическом, а не методологическом понимании номинализма)).
