gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Аристотель: бытие-связка есть принадлежность рассудка

Начинаем с Аристотеля - трактат De interpretatione (Об истолковании - или О высказывании).
Аристотель выделяет среди всех высказываний "изъявительные" (logos apophantikos). Все высказывания - значащие (logos semantikos), но не все (есть просьбы, жалобы и т.п.) сообщают, изъявляют нечто. Только изъявительной речи свойственно быть либо истинной, либо ложной. Как соотносится бытие-истинным с бытием, которое выражено в высказывании при помощи "есть", бытием в смысле копулы?
Обсуждая место копулы в речи, Аристотель обращается к глаголам, таким как "ходить", "делать", "бить". Само по себе их произнесение и слышание значимо, они подразумевают нечто - но они не говорят, есть ли подразумеваемое или его нет. Но этим выявляется кардинальное различие между тем, что есть, и самим "есть", бытием. Бытие не не есть сущее.
Но! это выражение, "есть", со-означает нечто, prosemainei, а имеенно определенну4ю связь, синтез (synthesis), которую нельзя мыслить, если одновременно не мыслится связанное, связываемое.
Бытие выражает саму связь. Аристотель здесь сходится с Кантом, который говорит: бытие есть связь.
Следующий ход Аристотеля: раз бытие ("есть") есть сущее среди сущих, то оно - en dianoia, в мышлении. Это - синтез в логосе.

Иначе говоря, "есть" - это такое сущее, которое находится в уме, рассудке, есть состояние мысли, оно, таким образом, субъективно.
Но, притормаживает Х., это не значит, что все этим сказано и стало ясным. Разобраться с этим всем "можно только тогда, когда появится ясность в том, что означает здесь рассудок и субъект и как следует определять фундаментальное отношение субъекта к наличному, т.е. когда будет прояснено, что означает истина и в каком отношении она находится к Dasein".
Tags: Аристотель, Хайдеггер, бытие, истина, рассудок
Subscribe

  • Что за проблему решали эти трое?

    Разумею апостолов Иакова, Иоанна и Павла. Вчерашний семинар в нашем библейском сообществе (читали вторую и третью главы послания ап. Иоанна), как и…

  • Лейбниц еще

    Ключевым для всех богооправдательных построений Лейбница является найденное им решение проблемы свободы и необходимости. Оно может не убеждать (меня…

  • Р в ММК 17: ОГ о смысле и структуре сознания 36

    – А как монизация связана с функциональной структурой? Генисаретский . Это особый вопрос. Я об этом собирался дальше говорить.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments