gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Основные проблемы феноменологии - промежуточные итоги

В конце третьей главы, Хайдеггер подводит промежуточный итог. Изложу его.

Но сначала напомню общее построение книги. Она - из двух частей; первая - критическая, разбор основных традиционных тезисов о бытии, вторая - прямое изложение его, хайдеггеровых, представлений о бытии (заглянул - там в основном о ВРЕМЕНИ).
Первая часть - из четырех глав, по рассматриваемым тезисам:
1) тезис Канта, что бытие не является предикатом
2) тезис средневековой схоластики, что всякое сущее характеризуется сущностью (essentia) и существованием (existentia)
3) тезис онтологии Нового времени: основные способы бытия суть бытие природы (res extensa) и бытие ума (res cogitans)
4) тезис логики: всякое сущее без ущерба для своего способа быть позволяет говорить о себе с помощью связки (copula).

Мы закончили третью главу первой части.
Последовательность разъяснительного движения в этой главе:
- последекартовская философия определяет бытийное устроение личности исходя из самосознания
- самосознание не сводится к рефлексии ("в формальном смысле"), существуют различные формы самопонимания Dasein
- самопонимание всякий раз определяется из способа бытия Dasein, из подлинности и неподлинности экзистенции; не самосознание определяет бытийное устроение Dasein, а, наоборот, из проясненной структуры экзистенции нужно прояснять различные возможности самопонимания

((Любопытен параллелизм с марксовым тезисом: бытие определяет сознание))

- новое понимание рефлексии как самопонимания, отталкивающегося от вещей
- вещи имеют характер "обстоятельств дела" (нашего); в целостности своей они образуют мир
- мир не есть нечто такое, что происходит среди наличного, он принадлежит "субъекту", Dasein
- таким образом, исходя из феномена мира, мы заодно определяем и способ бытия Dasein как бытия-в-мире
- бытие-в-мире есть необходимо присущая Dasein структура; в отличие от нее внутримирность есть не необходимая, но лишь возможная характеристика природы
- наконец, бытие-в-мире прояснилось как своеобразная транспозиция субъекта (трансценденция).

Попутно Х. отмечает, что в этом же направлении мыслил Лейбниц в своей монадологии (каждая монада в себе отражает целокупность мира). Трудности Лейбница обусловлены тем, что он "встраивает свою верную интуицию в каркас традиционной онтологии".

Итак, полученные результаты:
1. Самопонимание не тождественно рефлексивному опыту Я, оно варьирует в зависимости от способа бытия Dasein, в формах подлинности и неподлинности.
2. Бытийному устроению Dasein принадлежит бытие-в-мире, радикально отличное от внутримирности наличного сущего.
3. Бытие сущего, несоразмерного Dasein, выходит за пределы наличной взаимосвязи вещей.
4. Необходима радикальная реинтерпретация субъекта, прояснение строения экзистенции - чтобы избежать ошибок и субъективизма, и реализма, не замечающего феномена мира.
5. Интенциональность имеет основание в фундаментальном стронии бытия-в-мире. Интенциональность уже предполагает трансценденцию Dasein, а не объясняет ее.
6. Принадлежащее интенциональности понимание бытия охватывает и бытие Dasein, и бытие внутримирного сущего (их связывает понимание мира).
7. Понимание бытия, охватывающее все сущее, поначалу индифферентно: все, что выходит нам навстречу как сущее, мы называем сущим, дифференцируя его. Но это понимание дифференцируемо.
8. Существует радикальное онтологическое различие между экзистенцией и наличием - более радикальное, чем то, как в традиционной онтологии понималось различие между res cogitans и res extensa, или между бытием Бога и бытием человека, поскольку там оба сущих понимались как наличные.

Но в результате с еще большей остротой встает вопрос: есть ли надежда при столь радикальном различии найти единое понятие бытия, которое позволяло бы в обоих случаях говорить о бытии?

Проблему индифферентности бытия Х. рассматривает в гл. 4.
Tags: Хайдеггер, бытие
Subscribe

  • Под стук колес

    Таня вот только что вернулась из школы, из которой по возрасту «ушла» — ходила петь «Ростовское действо» свт. Димитрия Ростовского с теми, кто пел…

  • Времена и нравы

    Ушла от нас только что Танина ученица-семиклассница. Отправилась с подружкой петь в переходе. Смеемся все трое, пока она стоит на пороге:…

  • Самарканд 6: дети, языки и буквы, Ислам Каримов

    Водитель, везший нас из Бухары в Шахрисабз, довольно захохотал на моё «Хорошо рожаете». Другой, правда, сообщил, что раньше по шесть было, а сейчас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments