gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

сам себе и господин, и раб

Хайдеггер выжимает из Канта последние капли.
Онтически моральная личность раскрывается в уважении. Как ее следует определять онтологически?
Суть морального закона - бескорыстное служение свободно поставленным себе нормам. Человек - свой господин и свой раб в одном лице. В уважении, т.е. в нравственном поступке, человек создает самого себя. Каков онтологический смысл так раскрытой в уважении личности? Как она существует?
Кант: "И вот я утверждаю: человек, и вообще всякое разумное существо, существует как цель сама по себе, не просто как средство для любого употребления на службе у той или иной воли. Он должен во всех своих поступках, как направленных на себя, так и в отношении других разумных существ, всякий раз рассматриваться как цель".
В этом и состоит онтологическое различие между человеком, личностью, и вещью. вторая имеет относительную ценность как средство в чьей-либо деятельности, первый -  всегда цель для самого себя. Вот эта Menchheit и есть онтологическое устроение человека.

Исходя из сказанного Кант формулирует фундаментальный принцип моральности - категорический императив. ("категорический" значит не гипотетический, не условный, подлежащий исполнению всегда и безотносительно к обстоятельствам): "Поступай так, чтобы ты всякий раз использовал человечность в себе самом, равно как и в других, никогда не просто как средство, но всякий раз одновременно как цель".

Что это значит? Не средство ни для чего и ни для кого. Кант (или Х.) специально подчеркивает ни даже для Бога, исключительно для себя. И уж конечно, не для других людей, даже близких. Не для государства и народа. "Себе лишь самому служить и угождать" (читал ли Пушкин Канта?).
Целью всегда является личность, своя или другого человека. Царство целей, в котором находится человек, совершая поступок, есть бытие-друг-с-другом свободных личностей.

Хотя Кант использует для обозначения существования и вещей, и личностей одно и то же слово Dasein, фактически он различает два способа бытия, две онтологии, "метафизику нравственности" и "метафизику природы".

Но это еще не конец даже первой, критической, части. Далее - попытка выяснить, что остается проблематичным в кантовой интерпретации личности.
Tags: Кант, Хайдеггер, вещь, мораль, служение, человек
Subscribe

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.

  • "Одухотворенные люди"

    Поскольку из непрочитанного Платонова под рукой оказались только рассказы 1940-х (военные), стали читать их. «Одухотворенные люди».…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments