gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

кеносис 3

Реальный кеносис Сына Божия, утверждают кенотики, не только возможен, но и необходим в силу самой природы Бога. Как так?

1. Бог абсолютно свободен и потому свободно определяет Себя к тому или иному состоянию; граница Его самоопределения есть только любовь, так же принадлежащая к природе Божества, как и Его свобода. Потому воля Божественная, неотделимая от Божественной сущности, остается вечно неизменной.

2. Самоуничижение, истощание – как акт свободного самоограничения из любви к Своему творению есть дело Божественной воли и потому никак не противоречит Его сущности. Ей бы, напротив, противоречила неспособность самоопределиться по Своей воле и любви.

«Любовь обнаруживает неизменяемость своего существа изменением способов и путей обнаружения» (Гесс). «Бог не может поступить вопреки совершенному закону разума, но чтО Божеская любовь и разум требуют, то Божеская воля [всегда] может совершить» (Гор).

3. Эту связь между сущностью Божией и кеносисом подтверждает вся история Божественного откровения: само творение, и особенно творение свобдных и разумных существ; допущение зла и противодействия Богу со стороны творения и др. – вплоть до высшего проявления кеносиса в Воплощении и земных страданиях Христа.

4. Вхождение Бога в течение времени не противоречит Его вечности. Кенотики рассматривают отношения вечности и времени как отношения потенции и реализации. Будучи фактом истории, времени, воплощение Логоса, как и творение мира, есть осуществление предвечного решения. Ни то, ни другое ничего не меняют в Самом Боге, для которого и то, и другое существуют в вечном настоящем.

5. Самоуничижение Бога необходимо было и для целей спасения человека. Нужно было, чтобы человечество «отражало Божеское Существо без преломления» (самооткровение Божества), и Бог стал подлинно человеком, проживающим человеческую жизнь. Ни то, ни другое невозможно, если бы Сын Божий явился в полноте Своих Божеских свойств.

6. Кеносис осуществляется без какого-либо нарушения отношений между Лицами Троицы – как решение Тройческого Божественного совета.

7. Наконец, возможность такого внутреннего проникновения человечества Божеством обусловлено характером человеческой природы, сообразностью человека Творцу. Богообразность есть основание, а богоуподобление цель человеческого существования; такая человеческая природа, будучи конечной, может вместить Бесконечного.

Вышесказанное пока не содержит ответа на вопрос о конкретном характере самого кеносиса, т.е. о том, в чем именно изменилось Божество Сына при Его воплощении. Некоторые расхождения в ответе на этот вопрос определяют умеренное и радикальное течения внутри кенотизма. Центральными понятиями, которые при этом обсуждабтся, являются понятия образа Божия (morphē theou), которым был Сын (Фил. 2:6), и Его славы (doksa).
(Продолжение будет).

Tags: кеносис
Subscribe

  • Про системную сложность

    Очень, по-моему, интересный текст Алексея Кунгурова (и не слишком, против его обыкновения, стёбный):…

  • Не только в индологии

    Хороший постинг написал edgar_leitan про отсутствие - он даже резче сказал: изгнание - из западной индологии метанарративов и утрату…

  • Однако...

    Анатолий Иванов в 1970-х о будущем. Не читал, да как-то и неприлично было читать его тогда.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment