gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Кант о личности и душе

Маленький, но весомый кусочек, где Х., продолжая тему субъекта у Канта, от трансцендентального Я переходит к личности в смысле позитивной психологии. "Под personalitas psychologica он (Кант) понимает основывающиеся в personalitas transcendentalis, т.е. в "Я-мыслю", фактические способности осознавать свои субъективные состояния, т.е. представления, как наличные и постоянно изменяющиеся".
То и другое Я суть разновидности самосознания ((о бессознательном Кант и не помышлял, как и вся интроспективная психология)). Но, если "эмпирическое самосознание" есть обнаруживаемое в опыте положение вещей (во мне и со мной), то "чистое самосознание" сознается в любых данных опыта как онтологическое основание возможности любого опыта. Мыслимое теоретически эмпирическое Я совпадает с понятием души как основы жизни вообще (animalitas, Tierheit). Апперцепция и аппрегенция - еще одна пара терминов, которыми Кант обозначает чистое и эмпирическое самосознание.
Трансцендентальная личность всегда субъект, Я-субъект. Психологическая - Я-объект, "некая вещь", подчеркивает Кант. В таком качестве она и есть объект изучения в позитивной психологии, науке об одном из родов наличного.
Названные по-другому это - логическое Я и психологическое Я. Термин "логическое Я" стал источником ложного понимания для неокантианцев, которые (Риккерт) интерпретировали логическое Я как логическую абстракцию, нечто всеобщее, безымянное и недействительное. Нет! - настаивает Х. - Кант имеет в виду другое: Я есть субъект логоса, т.е. мышления. Я в качестве "Я связываю" лежит в основании любого мышления. И это в каждом случае личное, индивидуальное, мое или твое Я, поименованное личным именем.

((Вот это место лично для меня очень важно, т.к., знакомясь с мыслью Канта по вторичным источникам и, в частности, с идеей трансцендентального Я, я склонен был понимать ее как что-то именно всеобщее и, если и личное, то не мое... А оно эвона как!).

Итак, речь идет о самосознании, т.е., в сущности о рефлексии - понятии, крайне важном и для МД-методологии. (И Фихте - в этом).
Большая цитата из Канта:
"Я сознаю себя самого, - это мысль, которая уже включает в себя двойственное Я, Я как субъект и Я как объект. Как это возможно, что я мыслящий есмь сам для себя некий предмет (созерцания) и таким образом могу отличить себя от себя самого, решительно невозможно объяснить, хотя это и несомненный факт; он указывает однако на способность, столь превышающую все чувственные созерцания, что она как основание возможности рассудка имеет своим следствием наше совершенное обособление о всякой бессловесной твари, которой у нас нет причин приписывать способности говорить самой себе Я. Эта способность раскрыта в направлении бесконечности ею самой образованных представлений и понятий. Однако тем самым мы не подразумеваем какой-то двойственной личной природы: лишь Я, которое мыслит и созерцает, есть личность (Person), в отличие от такого Я, Я в смыле объекта, который мною созерцается и есть вещь, подобно другим объектам вне меня".
Вот это трансцендентальное, субъектное, логосное Я, Я-лицо, которое по Канту есть несомненно сущее, но не определяемое никакими предикатами (и по Х. сущее по-особенному, своим способом бытия) и есть, думается мне, то, о чем я спорю уже несколько лет с дорогим и многоуважаемым kiprian_sh и, страшно сказать, с преп. Иоанном Дамаскиным. Но и союзников у меня прибавляется. К Владимиру Лосскому - еще Хайдеггер и Кант.

В заключение уместно еще раз вспомнить о переводчике этой книги, Алексее Григорьевиче Чернякове. Вот, что сохранилось в моих выписках из его книги "Онтология времени" - как раз по предмету, обсуждаемому в этом куске:
В постоянном рефлективном "саморасщеплении Я" устанавливается только непрерывное тождество отщепившихся осколков. Но источник деятельности отождествления остается "за спиной сознания". … Здесь мы сталкиваемся с парадоксальной формой самосознания, о которой избегает говорить гуссерлева феноменология (и вообще "картезианство" в широком смысле): субъективность предстает не как "восстановление тождества с собой в инобытии" (Гегель), не "как полагание себя полагающим" (Фихте), но как неизбывная дифференция, несовпадение с собой, непопадание в себя. В рефлексии тождество с собой невосстановимо. Строго говоря, я никогда не могу сказать: "Я есмь тот, кто есмь". Напротив, я всегда иной. Изначальный опыт субъективности – это не фихтеанское "Я = Я", но опыт постоянной утраты себя, опыт изъяна и несамодостаточности, опыт подмены, т.е., говоря формально, опыт изначальной дифференции. Она, разумеется, представляет собой один из ликов времени: рефлексия постоянно опаздывает. Cogito, ergo eram.
Мыслю, следовательно был.
Tags: Кант, Хайдеггер, душа, лицо, личность, рефлексия
Subscribe

  • Фихте о Лейбнице

    «Лейбниц мог быть убежденным, ибо, будучи правильно понят — он прав, а почему бы ему не понимать самого себя правильно? Если величайшая легкость и…

  • К недавним спорам

    В записях своих Таня обнаружила стих — вроде бы мой: «Суть выкрав из ограды Рая, МузЫка трудится, играя».

  • В этот день 17 лет назад

    Этот пост был опубликован 17 лет назад! Воспроизвожу ради очень мне и сейчас близкой мысли о необходимости эстетический истории России — включая, и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

  • Фихте о Лейбнице

    «Лейбниц мог быть убежденным, ибо, будучи правильно понят — он прав, а почему бы ему не понимать самого себя правильно? Если величайшая легкость и…

  • К недавним спорам

    В записях своих Таня обнаружила стих — вроде бы мой: «Суть выкрав из ограды Рая, МузЫка трудится, играя».

  • В этот день 17 лет назад

    Этот пост был опубликован 17 лет назад! Воспроизвожу ради очень мне и сейчас близкой мысли о необходимости эстетический истории России — включая, и…