gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

о мышлении руками и идее замещения

Было у меня сегодня одно житейское впечатление, которое помогло схватить нечто вроде бы элементарное, но ускользавшее от ясного понимания.
Напомню (для себя и тех, кто не в теме), что ММК начинал с попытки построить новую логику - ее назвали "содержательно-генетической" - в отличие от формальной. Мышление при этом рассматривалось как деятельность, а логика как эмпирическая наука, основанная на исследовании исторических образцов научного мышления. Результатом должно было стать построение теории мышления.
В основу этой теории мышления была положена идея замещения: мышление - это замещение объектов знаками и операций с объектами операциями со знаками. Такое замещение создает возможности как для коммуникации (мы описываем ситуацию словами вместо того, чтобы предъявлять ее физически), так и для мышления (со знаками, например, с числами, можно производить действия, которые невозможны с физическими объектами, такие, к примеру, как умножение, деление, интегрирование и т.д. и т.п.). Дополнительные возможности открывают вторичный и последующие уровни замещения - знаки замещаются другими знаками, с которыми возможны другие наборы операций.
Идея замещения была выражена в двух схемах.

Первая - это схема знака, на которой была построена концепция языкового мышления:


Если объективным содержанием является какая-то операция с объектом, то схема принимает несколько иной вид:

Операция дельта, производимая над объектом Х замещается (обозначается) знаком (А). Эти схемы могут усложняться - как в отношении производимых в объектной плоскости операций, так и за счет увеличения числа уровней (плоскостей) замещения - см. "Языковое мышление.и его анализ", "Проблемы методологии системного исследования" в Избранных трудах ГП).

Вторая схема - это "схема квадрата":


Вот она, на мой взгляд, была революционной. Как мы обычно представляем себе опытное познание? Как чувственное восприятие объектов и последующие действия над образами объектов в сознании - собственно, мышление. Схема квадрата представляет дело иначе: мышление изображается левой стороной квадрата; это замещение объективного содержания, т.е. объектов и физических действимй с ними, знаками, т.е. тоже физическими объектами (в архаичных культурах знаки мало отличаются от первичных объектов - зернышки вместо баранов, например). А правая сторона квадрата - это параллельная фиксация как объективного содержания, так и знаковой формы в сознании.
Вот эту несомненно красивую схему и отторгал до сего дня мой разум. Я даже могу объяснить, что именно во мне сопротивлялось. Как же так, мы же не можем ни оперировать с объектами, ни замещать их знаками без участия сознания. Не можем же мы мыслить руками без подключения головы!
И вот сегодня, наблюдая, за действиями рабочего с принесенной в ремонт электропилой, я понял, что мышление руками возможно. Более того, оно, по всей видимости, имеет первичный, базовый характер по сравнению в позднейшими, словесными и иными формами мышления. И вернувшись, я уже с полным пониманием перечитал черновые материалы к диплому ГП, где он излагает мысль (видимо, почерпнутую у Энгельса, но доведенную им до осязаемой ясности), что мышление возникло в труде и поначалу имело чисто физический характер манипуляций с объектами (см. ниже). Конечно, сегодняшний рабочий вполне словесен (и мы с ним отлично пообщались, пока его умные руки делали свое дело), но главными были именно руки, мышцы - как, скажем, и у музыканта или художника...

Из материалов к диплому (1953)
Только труд рождает мышление, которое, в свою очередь, затем изменяет характер и форму самого труда, превращая его из инстинктивной животносообразной деятельности в сознательный процесс изготовления и применения орудий. Между процессами труда и мышления всегда существует диалектическое отношение причины и следствия. Мышление есть всегда результат, следствие процессов труда , и в то же время, развитие мышления является необходимым условием дальнейшего развития труда. …… если на высокой ступени развития мышление все более опережает непосредственные практические действия…, то первоначально, на заре общественного развития то, что мы сейчас называем мышлением, выступало, прежде всего, в роли скромной служанки инстинктивных, животносообразных форм труда, закреплявшей и фиксировавшей его, нередко случайные результаты и достижения. Поэтому, исследуя развитие мышления мы должны выводить его из непосредственных процессов труда.
Tags: Щедровицкий, дело, знак, мышление, работа, труд
Subscribe

  • Началось!

    Не дожидаясь получения гранта, занятия по проекту "Каждый ребенок - музыкант" начались. https://www.youtube.com/watch?v=1Y7-gXHF73A

  • (no subject)

    Как я уже писал, мы подаем заявку на президентский грант - чтобы учить учить музыке. Шансы я лично оцениваю скептически. Несмотря на то, что я весьма…

  • Напомнил о Макаренко

    anlazz написал хороший пост про Макаренко, сформулировав главное достоинство его системы: соединение образования с неотчуждаемым трудом.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Началось!

    Не дожидаясь получения гранта, занятия по проекту "Каждый ребенок - музыкант" начались. https://www.youtube.com/watch?v=1Y7-gXHF73A

  • (no subject)

    Как я уже писал, мы подаем заявку на президентский грант - чтобы учить учить музыке. Шансы я лично оцениваю скептически. Несмотря на то, что я весьма…

  • Напомнил о Макаренко

    anlazz написал хороший пост про Макаренко, сформулировав главное достоинство его системы: соединение образования с неотчуждаемым трудом.…