gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Различения схоластов 4: Суарес

Иезуит Суарес подключился к обсуждению позднее, и у него все проработано мощнее. На него, как я понял, и будет опираться Хайдеггер.
Суарес вполне по-современному не мыслит  базового различия без привлечения человека и его мышления. Но он не субъективист. Поэтому из двух вариантов distinctio rationis (его термин) он выбирает distinctio cum fundamentum или ratiocinatae в отличие от distinctio pura или ratiocinantis, обоснованное, при котором разум воспринимает, страдателен в отличие от чистого различения, когда разум активно рационирует, творит различение своими актами. Это, считает Суарес, избавляет от необходимости вводить третий вариант Скота.
Хорош способ его рассуждения: сначала помыслить абстракцию возможной сущности, потом перейти к действительно сущему и различить эту абстракцию в нем - восхождение от абстрактного к конкретному.
Ну и понятно, что неосуществленная, пребывающая в возможности сущность понималась как Божий замысел, получающий бытие в акте творения. Отсюда тот присутствующий в актуальности смысл содеянности, с которого начинает этот  разбор Хайдеггер.
Tags: Суарес, Хайдеггер, бытие, разум, сущность
Subscribe

  • (no subject)

    Как не процитировать? В окна Совета пахло навозной сыростью и теплом пахотной земли; этот старинный воздух деревни напоминал о покое и размножении,…

  • абстрактное и конкретное, конкретное переживание абстрактного

    Из письма логику и математику, моему постоянному собеседнику и корреспонденту: Для меня главная тема сейчас - абстракция. И ее противоположность -…

  • Рыцарь Копенкин

    Перечитываем в очередной раз "Чевенгур". И вот что я вам скажу: я, как читатель, наибольшую радость получаю от общения со Степаном Копенкиным.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment