gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

кеносис 2

Вот как Чекановский излагает основные положения и аргументы кенотизма в целом (в целом, поскольку позднее он различает в нем классическое, умереннное и радикальное направления).
Существенная, метафизическая перемена, происшедшая во Втором Лице Святой Троицы, Сыне Божием, при Его Воплощении – центральная мысль и исходный пункт всех кенотических теорий. Мысль эта часто затемняется неопределенностью и осторожностью в выражениях, но суть остается: решительное утверждение факта самоумаления, самоистощания Божества предвечного Логоса в смысле действительного лишения Им Себя некоторой части того, что свойственно Ему как Богу – чтобы, оставшись Богом, принять и свойственное человеку, прожить жизнью человека в буквальном (не символически и не иллюзорно!) смысле слова.
Томазиус, основатель и класик движения, выражает это така: «Он соделался тем, чем раньше не был, соделался плотью – sarks, в вышеуказанном смысле человеческой природы, поврежденной грехом, и, следовательно, подобной нашей в буквальном смысле слова». Одно только отличает эту природу от общечеловеческой – совершенная чистота, отсутствие самого греха, который и не принадлежит к существу человека. Усвоение Логосом природы человеческой представляет собой Его «перемещение» (не в пространственном, конечно, смысле) во внутреннюю глубину человека и принятие последней в Себя. Для этого и нужно самоограничение, как бы «опорожнение места» для воспринятой человеческой природы.

Кенотиками используется два рода аргументации – от, так сказать, ума (т.е. богословско-философское рассуждение) и от Писания.
Суть аргументации первого рода: бесконечный Бог не мог соединиться с человеческой природой, не изменившись, не сделавшись для этой природы «выносимым» (я уже приводил это выражение св. Кирилла).
Аргументация второга рода – прочтение и истолкование в кенотическом смысле ряда (большого числа) мест Св. Писания. «Сказанное нами (о самоограничении Сына Божия при воплощении) имеет за себя всё Писание» (Томазиус).
Но прежде всего это знаменитое место из Послания к филиппийцам (2:6-8):
(6) Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, (7) но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; (8) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Считается твердо установленным, что речь идет о предвечном, домирном, бесплотном Логосе (логос асаркос). Он был образом Божиим и равным Богу (потому и не считал это равенство, как принадлежащее Ему по праву, «хищением»), был во славе Божией – и совершил акт самоотречения, самопожертвования, отказавшись от Божества и Божественной Славы «нашего ради спасения». Томазиус подчеркивает, что слова «уничижил Сам Себя», «приняв образ раба» «выражают нечто такое, что не падает на временно-историческую. Жизнь Христа», а происходит за ее пределами и совпадает по времени с Воплощением. (Это важно, т.к. это один из центральных пунктов кенотической картины Воплощения, и он будет опровергаться Чекановским).
Другие места, толкуемые в том же смысле.
2 Кор. 8:9: «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (обнищал = уничижил Себя).
Евр. 2:17: «Он должен был во всем уподобиться братиям» (т.е. людям).
Молитва Самого Господа к Отцу (Ин. 17:5): «и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (здесь Иисус из состояния уничижения молит о домирной славе).
Таких мест кенотики приводят множество, но в качестве главного указывают на Пролог Иоаннова евангелия: «И Слово стало плотью» (1:14). Слова о самоуничижении из Послания к филиппийцам рассматриваются как Павлова формулировка того же утверждения.

«Интрига», однако, состоит в том, что кенотики вполне отдают себе отчет, что, спасая одну сторону догмата о Богочеловечестве (истинность человечества Христа), они подвергают опасности другую сторону того же догмата: истинность Его Божества, Божеского достоинства. А они искренне хотят остаться верными исповеданию этого догмата, т.е. хотят остаться в этом вопросе, можно сказать, православными. Что они для этого делают (помимо повторения самого исповедания Христа истинным и совершенным Богом и одновременно истинным и совершенным человеком) – тема следующего постинга-конспекта. Общее направление – сравнение с другими догматами и введение в рассуждение новых для святоотеческого богословия, но привычных для нас понятий: сознание, Я (единство Я Богочеловека и домирного Логоса) и др.
Tags: кеносис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments