Существенная, метафизическая перемена, происшедшая во Втором Лице Святой Троицы, Сыне Божием, при Его Воплощении – центральная мысль и исходный пункт всех кенотических теорий. Мысль эта часто затемняется неопределенностью и осторожностью в выражениях, но суть остается: решительное утверждение факта самоумаления, самоистощания Божества предвечного Логоса в смысле действительного лишения Им Себя некоторой части того, что свойственно Ему как Богу – чтобы, оставшись Богом, принять и свойственное человеку, прожить жизнью человека в буквальном (не символически и не иллюзорно!) смысле слова.
Томазиус, основатель и класик движения, выражает это така: «Он соделался тем, чем раньше не был, соделался плотью – sarks, в вышеуказанном смысле человеческой природы, поврежденной грехом, и, следовательно, подобной нашей в буквальном смысле слова». Одно только отличает эту природу от общечеловеческой – совершенная чистота, отсутствие самого греха, который и не принадлежит к существу человека. Усвоение Логосом природы человеческой представляет собой Его «перемещение» (не в пространственном, конечно, смысле) во внутреннюю глубину человека и принятие последней в Себя. Для этого и нужно самоограничение, как бы «опорожнение места» для воспринятой человеческой природы.
Кенотиками используется два рода аргументации – от, так сказать, ума (т.е. богословско-философское рассуждение) и от Писания.
Суть аргументации первого рода: бесконечный Бог не мог соединиться с человеческой природой, не изменившись, не сделавшись для этой природы «выносимым» (я уже приводил это выражение св. Кирилла).
Аргументация второга рода – прочтение и истолкование в кенотическом смысле ряда (большого числа) мест Св. Писания. «Сказанное нами (о самоограничении Сына Божия при воплощении) имеет за себя всё Писание» (Томазиус).
Но прежде всего это знаменитое место из Послания к филиппийцам (2:6-8):
(6) Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, (7) но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; (8) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Считается твердо установленным, что речь идет о предвечном, домирном, бесплотном Логосе (логос асаркос). Он был образом Божиим и равным Богу (потому и не считал это равенство, как принадлежащее Ему по праву, «хищением»), был во славе Божией – и совершил акт самоотречения, самопожертвования, отказавшись от Божества и Божественной Славы «нашего ради спасения». Томазиус подчеркивает, что слова «уничижил Сам Себя», «приняв образ раба» «выражают нечто такое, что не падает на временно-историческую. Жизнь Христа», а происходит за ее пределами и совпадает по времени с Воплощением. (Это важно, т.к. это один из центральных пунктов кенотической картины Воплощения, и он будет опровергаться Чекановским).
Другие места, толкуемые в том же смысле.
2 Кор. 8:9: «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (обнищал = уничижил Себя).
Евр. 2:17: «Он должен был во всем уподобиться братиям» (т.е. людям).
Молитва Самого Господа к Отцу (Ин. 17:5): «и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (здесь Иисус из состояния уничижения молит о домирной славе).
Таких мест кенотики приводят множество, но в качестве главного указывают на Пролог Иоаннова евангелия: «И Слово стало плотью» (1:14). Слова о самоуничижении из Послания к филиппийцам рассматриваются как Павлова формулировка того же утверждения.
«Интрига», однако, состоит в том, что кенотики вполне отдают себе отчет, что, спасая одну сторону догмата о Богочеловечестве (истинность человечества Христа), они подвергают опасности другую сторону того же догмата: истинность Его Божества, Божеского достоинства. А они искренне хотят остаться верными исповеданию этого догмата, т.е. хотят остаться в этом вопросе, можно сказать, православными. Что они для этого делают (помимо повторения самого исповедания Христа истинным и совершенным Богом и одновременно истинным и совершенным человеком) – тема следующего постинга-конспекта. Общее направление – сравнение с другими догматами и введение в рассуждение новых для святоотеческого богословия, но привычных для нас понятий: сознание, Я (единство Я Богочеловека и домирного Логоса) и др.