gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

о двух и даже трех видах различия

Там, кстати, в статье про "форму-материю", обсуждается, в частности, любопытный спор между двумя логиками, Гертрудой Энском и Лукашевичем о "принципе индивидуации" по Аристотелю, т.е. о том, чем различаются две индивидуальные вещи - формой или материей. Лукашевич утверждал, что формой (ну, понятно, вроде, что именно форма определяет индивидуальность - все мы из мяса и костей, но разные), а Энском говорила: нет, особи и вещи одного вида различаются материей, материалом. Поппер вмешался в спор, сказав, что спорщики отвечают на разные вопросы. Форма задает целостность и том самым определенность всякой вещи, а материей различаются вещи нумерически.
Ему, правда, возразили встречным вопросом: а чем различается материя одного индивида от материи второго - не формой ли их общей материи низшего уровня? А если, мол, считать, что это всё одна материя (как у двух кирпичей), то их и не различить.
На мой взгляд, суть кажущегося парадокса в том, что речь идет о двух разных по смыслу актов различения: 1) чисто нумерического, который осуществим только за счет пребывания различаемых индивидов в разных точках пространства и (или) времени, 2) качественного различения по свойствам.
Но есть еще и третий вид различия, в существовании которого я в свое время безуспешно пытался убедить сетевых богословов, kiprian_sh и  alexandrg,различие между лицами (людьми), которое невозможно исчерпать никаким перечнем различающихся характеристик. Вот сейчас, читая Хайдеггера, я начинаю, кажется понимать, что отторжение моими оппонентами личностного различия как иного, нежели индивидное, связано с тем, что они, как Кант (а еще раньше преп. Иоанн Дамаскин, на которого они ссылались), понимают существование человека как простое наличие (по образцу вещи), тогда как образ бытия человека, Dasein, - иной, он, человек, будучи свободным меняться, "человечествует", экзистирует.
А про бытие Бога нужно, видимо, еще иначе мыслить: божествует. (Кто-то, кажется, про это уже сказал).
Tags: /alexandrg, /kiprian_sh, Иоанн Дамаскин, Кант, Хайдеггер, индивид, индивидуальность, лицо, материя, различие, свойство, форма
Subscribe

  • О материальных корнях философии

    "Почему помещик или буржуа редко бывает мате­риалистом? Потому, что те блага, которыми они поль­зуются, — одежда, пища и…

  • веселися славный росс!

    По наводке известного конспиролога А.Дунаенва (danuvius) купил книгу аббата-иезуита О.Баррюэля "История якобинства" в переводе…

  • торжество диамата

    В связи с чтением диплома ГП решил освежить свои представления о том, что такое диамат. Почитал, в частности, Сталина «О диалектическом и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • О материальных корнях философии

    "Почему помещик или буржуа редко бывает мате­риалистом? Потому, что те блага, которыми они поль­зуются, — одежда, пища и…

  • веселися славный росс!

    По наводке известного конспиролога А.Дунаенва (danuvius) купил книгу аббата-иезуита О.Баррюэля "История якобинства" в переводе…

  • торжество диамата

    В связи с чтением диплома ГП решил освежить свои представления о том, что такое диамат. Почитал, в частности, Сталина «О диалектическом и…