gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Различения Хайдеггера

Все-таки вот это наблюдение, что Хайдеггер, в отличие от ГП, работает на сближениях, очень неточно. Оппозиция "слово - схема", думаю, верна, но и словами Х. в основном различает (да это и, вообще, главное дело мысли - различать). Другое дело, что его различения нелегко схватить и еще труднее удерживать, настолько они тонки, на грани неразличимости.
Вот попробую, чтобы закрепить в памяти.
Он отправляется от греков, от различия между сущностью, "чтойностью" и существованием - essentia и existentia у схоластов. К этому различению восходит и опровержение Кантом онтологического доказательства: бытие не является реальным предикатом. "Реальность" здесь (как уже и у схоластов realitas) - не в современном смысле (= бытию), а то же, что essentia, вещность, то, ЧТО есть сущее. "Реальные" предикаты связывают одно сущее с другим (относительное полагание), предикат бытия - нечто есть, существует, наличествует - это абсолютное полагание. Кант связывает последнее с восприятием, что никак не удолвлетворяет Х., поскольку это непонятно что. Прояснение через внутреннюю дифференциацию восприятия, воспринятого и воспринятости - только последняя заслуживает внимания в связи с бытием; их связь и нужно выяснять.
Но главный различительный инструмент Х. - знаменитая онтологическая дифференция: сущее versus бытие.
И чтойность, и существование - предикаты сущего. Но Х. интересует бытие, как оно устроено внутри себя и как бытийный склад того или иного сущего определяет его сущность.
Вопрос не пустой хотя бы потому, что быть можно по-разному, разными способами. Если у Канта всякое сущее наличествует (как синонимы он употребляет и Dasein, и действительность), то Х. уже в том, что я прочитал, различил три способа бытия: наличествование вещи, экзистирование Дазайна (человека) и пребывание идеальных сущих (геометрических фигур, например).
И последнее из ухваченного. Возвращаясь к средневековой оппозиции таких предикатов сущего, как сущность (реальность, вещность) и существование, Х. отличает от них и делает предметом анализа то, что в бытии полагает эти характеристики сущего: как бытие отличается от сущего, так и реальность от реального: реальность делает реальное именно вот таким реальным. Но сама она - принадлежность бытийного склада этого сущего.
Tags: Кант, Хайдеггер, бытие, дазайн, различие, сущность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments