gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

о луковице веры

Нет-нет, я не про ту луковичку, которая спасла старушку от ада. Я про смысл веры. Не раз уже пытался добраться до этого смысла – через знание, доверие, надежду… (кому надо см. у меня по метке вера). Попробую еще раз - с другой стороны.

Метафорически, все, во что веруют христиане,  можно представить в виде луковицы.
Самые верхние огрубевшие слои которой, обычно счищаемые и выбрасываемые, уподоблю суевериям, которые Церковь едва терпит, а то и прямо осуждает. Их много и всем они известны, можно не напоминать.
Чуть ниже – некоторые крайности почитания святых и священных предметов, тоже не всеми в Церкви и не вполне одобряемые. Песочек с могилы св. Матроны Московской или мироточивый бюст св. Государя Николая – из этого числа.
Еще глубже внутрь «луковицы» – общепочитаемые святыни, такие как мощи, чудотворные иконы или пояс Богородицы. В этом слое нетривиальные коллизии возникают. Вот, скажем, в журнале нашего замечательного иконолога, являющего себя под прозвищем mmekourdukova, она и ее многочисленные поклонницы всласть посмеялись над дурно написанной иконой св. благоверного князя Александра Невского. Ничего не знаю о церковной судьбе этой иконы, но ведь перед нею молятся… И можно ли поручиться, что все иконы, почитаемые как чудотворные, удовлетворят взыскательному вкусу mme и ее жж-общины?
Но пойдем дальше. О, сколько можно соображений привести в пользу критического отношения к тем или иным моментам литургической жизни Церкви – ко всем этим свечкам, записочкам о поминании, освящению всего и вся от яиц до лимузинов и авианосцев!
И – пошло-поехало! Недавно, со ссылкой, кстати сказать,  на прот. А.Уминского, был в разговоре поднят вопрос об осмысленности именно такого числа церковных таинств, различие между некоторыми из которых для многих церковных людей неведомо. Вот у католиков, скажем, нету таинства брака*, а у лютеран – таинства хиротонии. Ну, у лютеран много чего нет. О том, что это значит для веры, Тютчев глубокомысленные стихи написал.

Так вот. Луковица. Счищаем, счищаем, а если додумать этот процесс до конца, то нет ведь у луковицы внутри твердого ядрышка, на котором можно было бы остановиться.
А может быть, правильнее как-то иначе смотреть? Вот так, скажем, что все эти луковичные оболочки суть облачения, обличения того невидимого и невыразимого в словах, что мы только условно и чтобы перевести дыхание именуем Богом и другими именами. Которые заповедано не произносить всуе (а осторожные евреи и вовсе не велят себе произносить). И тогда не будет оснований ни понуждать себя к исполнению тех благочестивых обрядов, в которых вера не чувствует нужды, ни смеяться над тем, что в них нуждаются другие.

* Это, как мне указали, неверно.

 
Tags: вера, ритуал, суеверие, таинство
Subscribe

  • Из одного обсуждения

    ГП: "Обрати­те внимание! У меня есть по сравнению с остальными преиму­щество. Вы знаете, что такое логика. А я – нет. Поэтому я…

  • Не забывайте передумывать то, что подумали

    Из введения к учебнику логики "для гимназий и самообразования" одесского психолога и философа Николая Николаевича Ланге (1858-1921):…

  • торжество диамата

    В связи с чтением диплома ГП решил освежить свои представления о том, что такое диамат. Почитал, в частности, Сталина «О диалектическом и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 92 comments

  • Из одного обсуждения

    ГП: "Обрати­те внимание! У меня есть по сравнению с остальными преиму­щество. Вы знаете, что такое логика. А я – нет. Поэтому я…

  • Не забывайте передумывать то, что подумали

    Из введения к учебнику логики "для гимназий и самообразования" одесского психолога и философа Николая Николаевича Ланге (1858-1921):…

  • торжество диамата

    В связи с чтением диплома ГП решил освежить свои представления о том, что такое диамат. Почитал, в частности, Сталина «О диалектическом и…