Упоминаемое здесь, незадолго до того прошедшее совещание в Горьком тоже имеет отложения в архиве и кое-что я уже разобрал и имею намерение пользовать и публиковать.
И последнее в этом предисловии: начинает звучать мотив важности этой темы - различные формы организации знаний, в том числе ситуационные - для образования. Ну, а это - наша тема.
Наконец, последнее, что я хочу сказать в этой связи, это то, что ситуационная форма организации знаний и мышления в этом смысле противостоит не только предметным, но и задачным формам организации знаний и мыследеятельности. Задача есть то, что противостоит ситуации, и то, что снимает ситуацию.
Это соображение объясняет планы дальнейшей работы нашего совещания. Если сейчас мы обсуждаем понятие ситуации как таковое, то сегодня вечером мы должны двинуться к обсуждению проблемных ситуаций и к проблеме как к особой форме ситуационной организации, – раз. Завтра утром мы двинемся к задачам и задачной форме в оппозиции к проблемной, и мы, таким образом, наметим уже достаточно широкий веер разных типов форм организации знания и мышления. В этом плане, как вы хорошо знаете, был задуман Горький-81, который проходил в апреле этого года как раз по формам организации знаний. И мы вроде бы решили там, в Горьком, что и четвертое наше горьковское совещание мы проведем опять на эту же тему: мы вернемся к вопросу о различных формах организации знаний, мышления и деятельности, ибо все собравшиеся, я уверен в этом, хорошо понимают, что без такого эпистемологического категориального анализа строить технологически эффективное обучение и воспитание просто невозможно. Мы все время говорим: «Мы передаем знания», при этом не зная, что такое знания, каковы типы этих форм. Мы говорим «Мы вводим в деятельность», не зная, каковы формы организации этой деятельности. То, что мы плохо работаем, это, фактически, оплачено нашим незнанием. Но не педагогическим, а, скорее, методологическим и эпистемологическим. Здесь провалы и разрывы, здесь философы и методологи не выполняют свои общественные функции и ставят в тяжелое положение всех других; поэтому нужно как-то все это восполнять.
«Ситуация», само это слово, скрывает за собой особую форму организации знаний, понимания, мышления, деятельности, мыследеятельности, особую форму нашей интеллектуальной работы. Как таковое, оно, с одной стороны, созначно с такими формами организации (тоже распредмеченными), какими являются пространство и время, пространственно-временные формы – хронотоп; с другой стороны, оно очень четко противостоит предметным формам организации знаний и задачным формам организации знаний. Кстати, думаю, что вопрос, который мы обсуждали вчера – профессионал и специалист, – упирается непосредственно в вопрос об этих формах организации знаний.
Это, вроде бы, четко вчера звучало, потому что профессионал и специалист, вроде бы, отличаются тем, какие формы организации знаний и мыследеятельности у них превалируют – в их работе и, соответственно, в их обучении.
Здесь я закончил первую половину первой части доклада. Дальше у меня будет совершенно другая по жанру часть. Поэтому, может быть, здесь есть какие-то вопросы, я бы на них тогда ответил. Вопросы, какие-то реплики, замечания, может быть, что-то было не очень понятно, а что-то, наоборот понятно, но неправильно?