gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

ГП о ситуации 5: задача - проблема - ситуация

В этом кучочке, на мой взгляд, важно, то, как ключевое для МД-методологии противопоставление задачи (есть цель и есть средства ее достижения - выполняй задачу) и проблемы (разрыв, затык, цель есть, а средств нет и нЕоткуда взять) связывается с ситуацией. Появление задачи, т.е. осознание задачности ситуации, ее снимает, она перестает быть тем, во что попадают, она становится целиком искусственной, подконтрольной. Тогда как проблема - это как раз "кур в ощип", ситуация, из которой надо выбираться и неизвестно как.
Упоминаемое здесь, незадолго до того прошедшее совещание в Горьком тоже имеет отложения в архиве и кое-что я уже разобрал и имею намерение пользовать и публиковать.
И последнее в этом предисловии: начинает звучать мотив важности этой темы - различные формы организации знаний, в том числе ситуационные - для образования. Ну, а это - наша тема.

Наконец, последнее, что я хочу сказать в этой связи, это то, что ситуационная форма организации знаний и мышления в этом смысле противостоит не только предметным, но и задачным формам организации знаний и мыследеятельности. Задача есть то, что противостоит ситуации, и то, что снимает ситуацию.
Это соображение объясняет планы дальнейшей работы нашего совещания. Если сейчас мы обсуждаем понятие ситуации как таковое, то сегодня вечером мы должны двинуться к обсуждению проблемных ситуаций и к проблеме как к особой форме ситуационной организации, – раз. Завтра утром мы двинемся к задачам и задачной форме в оппозиции к проблемной, и мы, таким образом, наметим уже достаточно широкий веер разных типов форм организации знания и мышления. В этом плане, как вы хорошо знаете, был задуман Горький-81, который проходил в апреле этого года как раз по формам организации знаний. И мы вроде бы решили там, в Горьком, что и четвертое наше горьковское совещание мы проведем опять на эту же тему: мы вернемся к вопросу о различных формах организации знаний, мышления и деятельности, ибо все собравшиеся, я уверен в этом, хорошо понимают, что без такого эпистемологического категориального анализа строить технологически эффективное обучение и воспитание просто невозможно. Мы все время говорим: «Мы передаем знания», при этом не зная, что такое знания, каковы типы этих форм. Мы говорим «Мы вводим в деятельность», не зная, каковы формы организации этой деятельности. То, что мы плохо работаем, это, фактически, оплачено нашим незнанием. Но не педагогическим, а, скорее, методологическим и эпистемологическим. Здесь провалы и разрывы, здесь философы и методологи не выполняют свои общественные функции и ставят в тяжелое положение всех других; поэтому нужно как-то все это восполнять.
«Ситуация», само это слово, скрывает за собой особую форму организации знаний, понимания, мышления, деятельности, мыследеятельности, особую форму нашей интеллектуальной работы. Как таковое, оно, с одной стороны, созначно с такими формами организации (тоже распредмеченными), какими являются пространство и время, пространственно-временные формы – хронотоп; с другой стороны, оно очень четко противостоит предметным формам организации знаний и задачным формам организации знаний. Кстати, думаю, что вопрос, который мы обсуждали вчера – профессионал и специалист, – упирается непосредственно в вопрос об этих формах организации знаний.
Это, вроде бы, четко вчера звучало, потому что профессионал и специалист, вроде бы, отличаются тем, какие формы организации знаний и мыследеятельности у них превалируют – в их работе и, соответственно, в их обучении.
Здесь я закончил первую половину первой части доклада. Дальше у меня будет совершенно другая по жанру часть. Поэтому, может быть, здесь есть какие-то вопросы, я бы на них тогда ответил. Вопросы, какие-то реплики, замечания, может быть, что-то было не очень понятно, а что-то, наоборот понятно, но неправильно?
Tags: Щедровицкий, задача, проблема, ситуация
Subscribe

  • Лейбниц, Кант и моя жена, или Философия и Жизнь

    На прогулке спросил у Тани, кто, как ей кажется, прав в споре Канта с Лейбницем — Лейбниц, утверждающий, что не может быть двух абсолютно одинаковых…

  • Кант против Лейбница

    Речь о так называемом «принципе тождества неразличимого»: если две вещи неразличимы, т.е. все их свойства одинаковы, то это просто-напросто она…

  • Фихте о Лейбнице

    «Лейбниц мог быть убежденным, ибо, будучи правильно понят — он прав, а почему бы ему не понимать самого себя правильно? Если величайшая легкость и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments