gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

ГП о ситуации 4: предметность, распредмечивание и непредметные формы организации мышления и знания

Теперь могу сделать следующий шаг и говорю, что ситуационная организация знаний мышления и деятельности, следовательно, является ненаучной и в каком-то смысле антинаучной. Но я слово «антинаучное» употребляю в высоком значении этого слова. Для кого-то антинаучный означает плохой, для меня антинаучный означает хороший, поскольку, на мой взгляд, главный вред сегодня идет от науки. И если мы не преодолеем фетишизацию науки, которая в совокупности человеческого мышления и знания, среди всех разнообразных форм мышления и знания занимает мизерное место, то мы никаких проблем, стоящих перед нами сегодня, – проблем, скажем, комплексной организации среды, спасения природы, которую мы уничтожаем своими технологиями, создания экологических технологий и т.п. – никаких этих проблем мы не решим, что и показывает нам практика последних сорока лет, показывает уже совершенно точно и очевидно, так что даже самые упорные, самые незрячие вынуждены признавать это как факт.
Я при этом указываю на некоторую философскую традицию. В этом смысле ситуационная логика и ситуационные формы организации мышления и деятельности есть формы, распредмеченные в Гегелевском и Марксовом смысле. Вообще-то, ограниченность научных форм организации мышления и знаний была хорошо известна уже в начале 19-го века. И поэтому Гегель направил свой основной удар против философии науки, и затем Маркс обсуждал этот вопрос в очень резкой форме. Его первый тезис о Фейербахе есть не только критика вульгарно-материалистической философии, но и критика основании естественнонаучного подхода. <…>
Мне важно указать на эту традицию и подчеркнуть, что уже в XIX в. ставился вопрос о непредметных или распредмеченных формах мышления. Ситуационный подход это – одна из таких распредмеченных форм понимания и мышления. И как таковая, эта форма может сопоставляться с пространственными формами организации понимания и мышления. Здесь я обращаю ваше внимание на замечательные работы Канта, на его основные понятия эстетики и, в частности, трансцендентальной эстетики с выходом в трансцендентную эстетику, где пространство и время задаются как общие формы восприятия и рефлексии. Этот последний момент я хочу специально выделить. <…>
Понятия пространственной организации или, проще: пространстве рефлексии – в этом смысле созначны понятию ситуации. Я задаю таким образом некоторое окружение, обсуждаемого нами термина: ситуационный подход и ситуационные представления есть особая форма удержания содержания распредмеченного знания, а пространственный подход и представления о пространстве есть другая форма удержания этого же содержания.
Когда мы имеем научную предметную форму с ее основными функциональными элементами: модель, эксперимент, онтология, метод, язык, соответственно, факты – научные факты, говорим мы, экспериментальные, особым образом отработанные, – и потом хотим перейти от этой предметной формы организации мышления к каким-то другим, распредмеченным формам, и должны содержание, которое было раньше зафиксировано в этих предметных формах, каким-то образом вынуть из этих предметных форм, но, тем не менее, удержать, вот тогда мы можем обращаться в два плана, с одной стороны – в план пространства-времени, – отсюда, скажем, история есть распредмеченная или допредметная форма, а с другой стороны – в план ситуации. <…>
Так вот, история с ее представлением о временах, хронологическом времени, историческом времени, эволюционном, генетическом и т.д. – это есть одна из форм удерживания распредмеченного содержания. В этом смысле пространство, время – это тоже формы организации знаний, представлений, содержания всего этого, а вот ситуация – это другая форма удерживания распредмеченного содержания, лежащая как бы рядом, и мы должны их брать в одном ряду, в сопоставлениях и противопоставлениях друг другу.

От себя добавлю. Если предельно кратко и просто, то предмет – это то, что выделяет в объекте для своих задач деятельность.
А распредмечивание – перенос внимания с предмета на деятельность, в результате которой он сложился.
Об этом см., например, доклад Г.П.Щедровицкого «Понимание и интерпретации схемы знания» и посвященную истолкованию этого доклада, спускающуюся к самым азам лекцию П.Щедровицкого в ШКП
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments