gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Начинаю разговор про общее образование

Хочу начать большой разговор про ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (в обоих смыслах слова "общее" - неспециальное и для всех). Более того, я, вдохновленный работой с ОДИ-12, которую провел в 1981 году Г.П.Щедровицкий, хочу провести игру по этой теме. Но, поскольку ресурсов на проведение такой игры вживе нет и не будет, думаю опробовать новую форму - сетевую игру, для которой нужно разработать специальный оргпроект - думаю о нем.
А пока что для зачина, в предварительном порядке, выношу на обсуждение три базовых тезиса, которые предполагаю сделать рамочными для игрового обсуждения. Помимо их "обкатывания", цель этого предварительного разговора - подбор потенциальных участников будущей сетевой игры.
Итак.

Первый тезис - об основных понятиях и терминах. Принято считать, что образование складывается из обучения и воспитания. Я предлагаю термин "образование" относить к СИСТЕМЕ, которую, согласно методологическому понятию системы, можно схематически задать системообразующим процессом, функциональной структурой, морфологией и материалом. А вот в качестве процесса, определяющего систему образования, я считаю правильным рассматривать ВОСПИТАНИЕ - развитие человека как результат оказываемых на него воздействий, внешних и внутренних (самовоспитание). ОБУЧЕНИЕ, наделяющее его знаниями и умениями, есть, очевидно, лишь одна из составляющих процесса воспитания.
Этот тезис, на мой взгляд, очень важен - из него многое следует - например, необходимость всякий раз, когда ставится задача чему-нибудь НАУЧИТЬ человека, задаваться вопросом: как это его изменит, в каком отношении разовьет? Сделает ли его сильнее, успешнее, нравственнее или как-то иначе изменит? И какое из изменений и в какой очередности желательно?

Тезис второй. Воспитание есть процесс ПОЖИЗНЕННЫЙ. В каждый момент человек и живет, и воспитывается - проживает настоящее и готовится к будущему. ЗДесь обоюдонаправленный смысл: с одной стороны, всякий поступок, всякое впечатление и переживание, всякое событие меняет нас, т.е. к нему можно отнестись педагогически, как к воспитательному; с другой - нельзя, в том числе и в отношении детей, подменять их жизнь (неотсроченную!) подготовкой к будущей жизни.
В рамках такого представления о процессе жизни-воспитания нужно, видимо, специально рассматривать критические точки, на которые ориентируется собственно воспитательная составляющая (подготовить к) и в которых человек проходит испытание, проверку на готовность к переходу в следующий период. Часть таких точек имеет естественный, природный характер (рождение, пубертат, климакс, смерть), часть социальный (поступление в школу, окончание школы, поступление на работу, брак, выход на пенсию). С этим связан практический вопрос о контроле образовательных результатов (экзамен), но, к тому же, и о педагогическом значении самого экзамена (инициации).

И третий тезис - о месте ШКОЛЫ в системе образования. Оно - очень важное, особое, но все-таки далеко не единственное. Воспитывает (в том числе и обучает), даже в детстве, всё, что окружает человека. Особое место (функция) школы - в том, что это инструмент государственного управляющего воздействия на процесс воспитания (в случае частных школ тоже, через необходимость лицензирования и удовлетворения госстандартам). В таком качестве ее и нужно обсуждать. Здесь тоже - много вопросов: о семейно-школьном взаимодействии, о самообразовании и дистанционном образовании. А если глобально, то речь нужно вести о воспитании общества; только воспитанное общество способно воспитывать.

Приступим?
Tags: ОДИ, воспитание, игра, образование, обучение, школа
Subscribe

  • Мышление рабочего

    Из плана "Зреющей звезды", предвестницы "Чевенгура": . .. жизнь рабочих и их детей совсем не проста и не прямолинейна: она полна…

  • Напомнил о Макаренко

    anlazz написал хороший пост про Макаренко, сформулировав главное достоинство его системы: соединение образования с неотчуждаемым трудом.…

  • самость и эго

    Отрывок из Хайдеггера (подарок одного из семинаров): " Тезис: присутствие экзистирует ради себя, не содержит никакого эгоистически-онтического…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments

  • Мышление рабочего

    Из плана "Зреющей звезды", предвестницы "Чевенгура": . .. жизнь рабочих и их детей совсем не проста и не прямолинейна: она полна…

  • Напомнил о Макаренко

    anlazz написал хороший пост про Макаренко, сформулировав главное достоинство его системы: соединение образования с неотчуждаемым трудом.…

  • самость и эго

    Отрывок из Хайдеггера (подарок одного из семинаров): " Тезис: присутствие экзистирует ради себя, не содержит никакого эгоистически-онтического…