gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Что дает ОДИ участникам

ОДИ-12 идет к концу. Десятый (из одиннадцати) дней. Завершая четырехчасовое обсуждение докладов экспертных групп, Руководитель игры обращается к ним с просьбой:

Дорогие друзья, я, конечно, понимаю, что все это опостылело, что все мы устали и одна мысль есть у всех членов экспертных и тематических групп: наконец-то бежать домой, передохнуть и завтра прийти послушать результаты, но уже не с больной головой. Но мы вас очень просим провести сегодня рефлексивные занятия в группах как обычно, больше того, обсудить не сегодняшнее заседание, а обсудить очень серьезно, очень резко и определенно, что дала, а самое главное, чего не дала эта игра. Поскольку перед нами стоит задача совершенствования этих игр, мы убеждены в их эффективности, но нам очень важно дальше их развивать, и поэтому ваш ответ и ваш рассказ о том, что вы сделали и чего не получилось, и что было очень плохо, здорово поможет нам в этой работе. Мы очень просим вас, чтобы вы эту последнюю работу в последние полтора часа проделали и сформулировали бы мнение групп на этот счет.

Сохранились записи двух таких рефлексивных обсуждений – студентов-архитекторов и сборной группы студентов других вузов.
Студенты-архитекторы чувствуют себя героями дня. Они очень хорошо выступили, их доклад стал центром всей дискуссии. Бойцы вспоминают…

–– Группа так и не смогла соорганизоваться.
–– Почему не смогла?
–– Смотри, нас сейчас пять человек, это, фактически, те пять человек, которые работали. Первое и главное – это то, что мы не работали коллективом.
–– Мы учились понимать друг друга, а остальных заставлять на себя работать.
–– Я бы хотел не просто обсуждать, кто что делал, а делать все по порядку.
Нас собрали не для того, чтобы решать какие-то проблемы, создать в конце концов какой-то проект и кому-то предложить. Упор делается на то, чтобы мы сумели соорганизоваться и нашли свое место, чтобы каждый самоопределился. Насколько мы, студенты, соорганизовались, судить трудно, Это можно оценить, глядя на общую картину. Методисты нашли свое место и показали, что… Методисты есть методисты. То, что преподаватель не знает, кто такие методисты и кто такие исследователи, тоже ясно.
–– Но преподаватели не знают даже, кто они сами такие…
–– Мне кажется, дело не в том, чтобы самоопределиться. Самое главное – понять, как можно и как нужно развиваться.
–– Мы уйдем из игры значительно богаче, чем мы пришли.
–– Игра отбрасывает тех, которые всем своим естеством противостоят идее развития.
–– По-моему, эти и выйдут не обогащенные. Они обогащались тем, что стояли на своей позиции.
–– Я не предполагал, что за два часа можно обсудить проблему, которая ранее нами не обсуждалась и не вставала как таковая, и, кроме того, выдать еще результаты в виде оформленной мысли, отчета или доклада. Вот, что поразительно.
–– В нашем докладе было много хороших моментов, но были и недостатки. Главное – что нас поняли.
Дело в том, что у других экспертных групп, которые подходили к проекту, отсутствовала элементарная вещь – база: они отбрасывали то, что было сделано раньше и начинали с нуля...
А мы сегодня обратились к докладу 3-ей тематической группы по этой теме. И потом к тому, что мы сами делали в первой фазе игры. И на базе этого сделали проект. Он потому и получился, что в нем было рациональное зерно, так как мы базировались на том аппарате, который был выработан до этого.
В принципе, мы заработали только сегодня.
Игра показала нам, что работать мы не умеем. А вы заметили, как мы сами в первый день начали решать те проблемы, которые нам дали – по списочку. Потом, смотрите, мы ударились лбом, увидели, что так работать нельзя. Ведь то, что сформулировано в этом списке – не проблемы, а проблемы из этого списка надо еще выявить.
–– Мы не знаем, чем эту «дырку в действительности» затыкать – техники нахождения «пробки», т.е. решения проблемы, нет.
–– Мы и сегодня интуитивно ее, эту «пробку», искали,
–– Не интуитивно... Мне кажется, что это два разных основополагающие подхода. Один – создавать машину и под нее подстраивать деятельность. А мы сделали вот что: мы сначала выдвинули какую-то установку, представили, что мы должны получить, а потом – какими средствами мы будет делать. И так оно и получилось...
–– Я вот что хочу сказать: сегодня мы как бы нарисовали линию собственного развития и попытались найти механизм этой системы...
–– Работали мы сегодня практически по аналогам: опираясь на опыт доклада 3-ей тематической группы, пытались извлечь содержание из нашего материала, т.е. мы работали по образцам...
–– Я просто не ожидала, что такая игра может вызвать в человеке вот такое море противоречий и настолько усугубить их. Какая-то совершенно нелепая раздвоенность... абсолютно не в состоянии представить себя чем-то цельным... Я очень серьезно относилась к условиям игры, но, честное слово, я не ожидала, чтобы человеческая психика подвергалась таким воздействиям. И в этом, наверное, и сила такого подхода... Мне теперь совершенно очевидно, что поставить себя еще раз в такую ситуацию я не хочу. Чтобы этого не было, мне надо учиться мыслить, учиться анализировать... Это уже не просто слова, это уже конкретный, очень сильный импульс к действию.
–– Теперь задача: завтра изложить в тезисах, то, что сегодня мы обсудили.

И другая студенческая группа. Разговор начинается с вопроса методолога:
–– Что вы получили от игры? Что вам показалось самым существенным в игре?
–– Мне самым интересным показалась установка на работу со схемами, с организационной схемой и с предметом.
–– А мне понравилось, что были поставлены условия такой сложной организации жизнедеятельности, когда первый раз, может быть, ощущаешь шаги своего развития. Из-за того, что задавался такой жесткий темп работы, так собираешься, что живешь в этом интерьере и оторваться от него не можешь. И у меня часто бывало такое настроение радости какой-то, победы.
–– Не то, что победы, а как будто прояснилось что-то, действуешь уже не вслепую.
–– На мой взгляд, ценность всей игры в том, что тут происходило то, что в реальном вузе никогда происходить не могло. Произошло взаимодействие, мы достигли какой-то соорганизации между теми, кто участвовал и участвует в учебно-воспитательном процессе в вузе. Например: как мы до этого работали в вузе? К нам спускались какие-то требования, и мы в той мере, в какой они не отвечали нашим запросам, их игнорировали. А тут мы столкнулись с другими «позиционерами» [людьми, занимающими другие места в системе вуза], мы можем поговорить –  не то, что договориться, а поговорить о том, чего они от нас хотят и чего мы – от них. Я получаю точки зрения и представления всех позиционеров вуза. И если я захочу развиваться, то попытаюсь организовать их работу для себя так, чтобы самому как-то двигаться, достигать своих целей. Вот что важно, важно не только для меня, но и для всех других. Они теперь знают, чего хотят студенты. И все задумались над тем, что же мы делаем в вузе, чего мы хотим и как это сделать.
–– Очень важно было то, что нас поставили в такую ситуацию, когда нам необходимо было организовать молодежный коллектив, который бы работал на выдачу какого-то определенного продукта по заданным темам, и что совершенно разные люди должны были соорганизоваться. В последние дни люди начали работать на мышление друг друга, то есть мы получили коллективную мыследеятельность.
Мы сдружились, стали видеть способы работы друг друга. Кто-то один из нас онтологии постоянно выдает, кто-то – какие-то представления, но хорошо положенные, другие это проблематизируют, третьи начинают это вводить в схемы. Каждый человек делает какую-то одну операцию, но очень грамотно…
Tags: ОДИ, Щедровицкий, рефлексия
Subscribe

  • Времена и нравы

    Ушла от нас только что Танина ученица-семиклассница. Отправилась с подружкой петь в переходе. Смеемся все трое, пока она стоит на пороге:…

  • Самарканд 6: дети, языки и буквы, Ислам Каримов

    Водитель, везший нас из Бухары в Шахрисабз, довольно захохотал на моё «Хорошо рожаете». Другой, правда, сообщил, что раньше по шесть было, а сейчас…

  • С кем обняться?

    Таня ставит с детьми милую детскую оперу «Адам и Ева» (Сергея Плешака). Первочеловеки — четвертый класс. Третьеклассники исполняют роли зверей,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments