gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

о мыслимом равенстве учителя и ученика

Первый раз процитирую из ОДИ-12 не ГП, а другого участника, Веру Данилову:

По-моему, первый раз сегодня обсуждение содержало как бы два слоя. Первый слой обсуждения заключался в проектировании системы взаимодействий учителя и ученика, где описывалось взаимное создание проблемной ситуации. А второй слой собственно шел жестко по теме сегодняшнего дня, то есть по обсуждению, где и какие методы и средства могут здесь возникать. Такой ход от первоначального задания должной проектируемой системы взаимоотношений учитель-ученик, на мой взгляд, дает возможность осмысленно указать те точки, в которых нужны средства и методы, и сказать, какими они должны быть.

Меня вот это привлекло: взаимное создание проблемной ситуации.
Сейчас в моде треп о равенстве учителя и ученика, о том, что первому есть чему учиться у второго и проч. Если речь о настоящем учителе, то никакого равенства быть не может в принципе. Об этом вполне убедительно сказал еще древний подвижник, авва Памва, кажется (цитирую по памяти "Древний патерик"): "Надо либо учить тому, что знаешь и умеешь, либо со смирением учиться тому, чего не знаешь и не умеешь. Все иное - безумие".
Но вот в сказанном В.Д. есть мысль о некотором роде "равенства", точнее сказать, взаимной полезности ученика и учителя. Учитель учит и проблематизация невежественных и неразумных суждений ученика есть один из лучших способов обучения - мыслить, во всяком случае, можно учить только так. Но и непонимание ученика, будучи вызовом для учителя, в некотором роде учит его, заставляет искать новые средства и методы обучения.
Ну и, конечно, если на содержательный спор более-менее равных посмотреть в педагогической перспективе, то это - взаимообучение через взаимную проблематизацию.
Tags: ОДИ, образование, проблематизация, ученичество, учительство
Subscribe

  • Когда слушаются, не сомневаясь

    Очень интересную мысль встретил у Поршнева. Он говорит, что базовая функция речи — внушение, побуждение к действию. А все остальные возникают как…

  • (no subject)

    Почитал жизнеописание свт. Николая Японского и его дневники. Необыкновенно привлекательная личность. Не буду пересказывать — о нем довольно…

  • С кем воюем?

    Я в обычной для меня роли Вопрошателя (возомнил себя "Сократом")). Что есть "коллективный Запад" и есть ли такое? Кто…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments