gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Про ОДИ-12 и игры вообще

Прокомментирую собственный постинг.
В приведенном выступлении Г.П.Щедровицкого отлично, на мой взгляд, видно, как достигалась одна из целей ОДИ - учебная. В ОДИ происходило обучение методологии, усвоение ее понятий, схем, методов. Так, в этом коротком тексте ГП, на живом для аудитории материале самой этой игры, вводит и разъясняет оппозиции функционирования - развития, управления - руководства (и схему социотехнической системы), процесса - механизма и формирования - развития.
А заодно - какие еще цели у ОДИ.
Ну, во-первых, номинальная цель - цель заказчика, решение его проблемы. В данном случае цель заказчика - решение проблем развития высшей школы - была вполне своей и для методологов, поскольку проблемами образования ГП и ММК занимались на протяжении всей истрии существования Кружка. В других случаях цель могла быть сторонней, как в случае игр с Белоярской АЭС. В некоторых случаях, как в первой ОДИ, задача была поставлена так - "Разработка ассортимента товаорв народного потребления для Уральского региона", - что в такой формулировке решать ее было бессмысленно; тогда в ходе игры заказчика "спасали" от абсурдного задания, за счет переосмысления проблемы. Это раз.
Во-вторых, развитие самой методологии, выработка новых понятий, схем и т.д. В этой, конкретно, игре я пока такого не обнаружил, но на других играх такое было. Схема МД была впервые нарисована на игре.
В-третьих, то самое обучение, с которого я начал. Через демонстрацию того, как работают методологические средства. И, соответственно, повышение квалификации старых и вербовка новых членов ММК.

Теперь другой поворот: какую ценность сейчас имеют тексты ОДИ? Для меня это вопрос осмысленности того, чему я отдаю большую часть своего времени.
Все вышеперечисленных цели в какой-то мере, уверен, работают и при чтении текстов.
Проблемы образования, которые обсуждаются в ОДИ-12, поразительно актуальны и сейчас. Я уже писал, что вынашиваю идею проведения игры про образование во многом по лекалам ОДИ-12. Правда, заказчика сейчас не найдешь, но есть уже маленький опыт проведения игр без заказчика, по собственному самим себе заказу.
На этих текстах очень хорошо усваивать методологию, проживая игру в воображении...
Ну и еще одно: это замечательный документ времени. Позднесоветская эпоха с ее масштабными проектами, верой в мощь человеческого интеллекта, инженерным пафосом и ритуальными идеологическими заклинаниями т.д. и т.п.
Tags: ОДИ, СССР, методология
Subscribe

  • Моя гостья, Елизавета

  • Кант и Петр

    Странная мысль – то ли откровение, то ли бред, но надо записать, чтобы думать. Кант вызывает во мне восторг и ужас. Это – глыба, брошенная на пути…

  • Убивать мышонка?

    Таня ставит детскую оперу Шостаковича «Сказка о глупом мышонке» и засомневалась. У Маршака мышонок гибнет от своей глупой доверчивости, а Шостакович…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Моя гостья, Елизавета

  • Кант и Петр

    Странная мысль – то ли откровение, то ли бред, но надо записать, чтобы думать. Кант вызывает во мне восторг и ужас. Это – глыба, брошенная на пути…

  • Убивать мышонка?

    Таня ставит детскую оперу Шостаковича «Сказка о глупом мышонке» и засомневалась. У Маршака мышонок гибнет от своей глупой доверчивости, а Шостакович…