gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

мир как текст?

Из ОДИ-12:

Г.П.Щедровицкий. Что сказали содокладчики? Вот тут я кое в чем не согласен с вами. Вы (группа молодых специалистов) выделили текст, поставили сюда студента (текст ведь не содержание) и ввели хитрым образом содержание. Вы говорите, что содержание – это то, что усваивает и берет студент. Правильно?
Чудновский. Одно уточнение: через свое включение в текст, во время своего включения в текст.
Г.П.Щедровицкий. Отлично. Значит, то, что студент берет за время включения своего в текст. Теперь правильно? Я утверждаю (это к группе [визуализации] предметного содержания), что я, таким образом, схема­тически изобразил вашу точку зрения. Еще время надо включить, ну, может быть, за счет того, чтобы поставить здесь это τ и показать, что он постепенно как-то берет. А может быть, что-то другое надо.
Теперь я задаю вопрос: а можно ли так рассматривать содержание, элиминировав педагога? Ведь студент-то содержание берет, а педагог-то ему должен его передать, вы согласны?
Чудновский. Педагог является одним из элементов текста.
Г.П.Щедровицкий. Вот тут я и начинаю с вами спорить и говорить, что это, следовательно, текстовый подход и что тартуская школа семиотики и, скажем, представители направления «Контекст», они примут вашу точку зрения, но деятельностный подход этого принять не может. Нельзя сказать, что педагог, ситуация, все прочее – это один текст. Это, вроде бы, исключает идею размазанности и проблему распределения содержания. Я, таким образом, говорю: «Вот я, вроде бы, верно вас схематизировал». Вы поясняете, что текстом вы теперь называете все элементы ситуации учения-обучения; я вам возражаю и говорю, что нужен педагог, и у него, у педагога, будет совершенно другое представление о содержании. Значит, здесь будет содержание, которое берет студент, и содержание, которое закладывает в текст педагог. Понятная мысль?

Это очень красивый по-своему и соблазнительный подход - пансемиотический, когда весь мир рассматривается как  текст, как обращенное ко мне слово. Можно ли так видеть (мыслить). Конечно, можно, если ты созерцаешь мир, вглядываешься и вслушиваешься в него, любуясь этим или ожидая, что само это вглядывание-вслушание как-то тебя преобразит. НО. Это отношение к миру совершенно не годится, если ты в отношении него намерен действовать. Поскольку те составляющие реальности, по которым "размазано" значимое содержание, требуют каждая особого обращения, особых методов и средств действования. А текстовый подход это скрадывает. Вот что, как я понял, хочет здесь сказать ГП.

Tags: ОДИ, Щедровицкий, деятельность, содержание, текст
Subscribe

  • (no subject)

    Как нге процитировать? В окна Совета пахло навозной сыростью и теплом пахотной земли; этот старинный воздух деревни напоминал о покое и…

  • с тем, что дорого, хочется поговорить

    Мы склонны олицетворять то, что мы любим, почитаем, что для нас важно. В сегодняшнем разговоре, где эта тема всплыла, речь шла о Новом Завете, и один…

  • Гегель о philosophia teutonica

    Любопытно, что изложение философии Нового времени Гегель начинает с Бэкона и Бёме. С прапматика и эмпирика, с одной стороны, и с мистика - с другой.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • (no subject)

    Как нге процитировать? В окна Совета пахло навозной сыростью и теплом пахотной земли; этот старинный воздух деревни напоминал о покое и…

  • с тем, что дорого, хочется поговорить

    Мы склонны олицетворять то, что мы любим, почитаем, что для нас важно. В сегодняшнем разговоре, где эта тема всплыла, речь шла о Новом Завете, и один…

  • Гегель о philosophia teutonica

    Любопытно, что изложение философии Нового времени Гегель начинает с Бэкона и Бёме. С прапматика и эмпирика, с одной стороны, и с мистика - с другой.…