gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:
К вопросу об идеальном и реальном в схеме мыследеятельности. Из установочного доклада ГП на ОДИ-12:

Вторая часть ее (группы организации содержательных конфликтов и проблематизации) работы – она точно так же проводится в хо­де общей дискуссии – состоит в том, чтобы перевести оппозиции мнений и точек зрения, конституирующие проблемную ситуацию, в стандартные формы научных, конструктивно-технических и проект­ных проблем. Для этого – это тоже очень важный момент, на который я специально хочу обратить ваше внимание – надо вый­ти за пределы реально развертывающейся в ситуации мыследеятельности, перейти в план чистого мышления и отобразить возникшие в мыследеятельности оппозиции мнений и точек зрения в одну или в несколько разных действительностей этого чистого мышления. В наглядной форме этот переход может быть зафиксирован и изобра­жен с помощью специальной схемы мыследеятельности:




Эта схема включает: 1) сложно организованную и, вместе с тем, единую ситуацию мыследеятельности – она изображена внизу всего целого и сходящиеся в одну точку стрелки символизируют в ней оппозиции мнений, 2) рефлексию ситуации, производимую всеми участниками при построении текстов коммуникации – момент рефлек­сивности как здесь, так и в других местах мы отмечаем звездоч­кой у фигурки соответствующего позиционера, 3) тексты коммуни­кации с соответствующими позиционерами, с одной стороны, произ­водящими эти тексты, а с другой стороны, принимающими их; первые осуществляют мысле-речь, а вторые – речь-понимание; тексты ком­муникации как бы ограничивают пространство мыследеятельности сверху и дают ей предельное выражение в процессах мысле-речи-по­нимания; затем начинается переход в пространство чистого мышле­ния и именно к нему уже относятся все другие элементы схемы: 4) рефлексия коммуникации и мысле-речи-понимания как выражающих происходящее в ситуации мыследеятельности, 5) выражение содер­жания, извлекаемого в ходе этой рефлексии, в специальных схе­мах, фиксируемых на доске или на листах бумаги, а также в оперировании с этими схемами, подчиняющемся определенным логикам и «законам» жизни тех идеальных объектов, которые мы создаем в действительности чистого мышления; этот процесс может проис­ходить как на одном, так и на другом полюсе коммуникации и опи­раться, соответственно, как на рефлексию мысле-речи, так и на рефлексию речи-понимания, порождая существенно разные схемы идеальных объектов.
На два еще обстоятельства надо обратить внимание, когда вы будете разбирать эту схему и прикидывать возможные способы употребления ее при организации вашей мыследеятельности.
Первое из них – это различие тех форм и способов организа­ции действительности чистого мышления, которое я представил на разных полюсах процесса коммуникации. Слева действительность чистого мышления задана одной плоскостью – это соответствует унитарным, или монистическим, формам и стилям мышления, а спра­ва действительность чистого мышления задана схемой ортогональной организации пространства, составленного из нескольких таких плоскостей, – и это соответствует уже плюралистическим, или мето­дологическим, формам и стилям мышления.
В игре мы обязательно столкнемся с этим различием; многие наши затруднения и проблемы будут связаны с тем, насколько быст­ро мы сможем освоить средства и методы методологического мышле­ния, в самих ситуациях быстро догадываться и понимать, что вся суть дела в столкновении этих форм и стилей мышления, и смо­жем переходить от одного к другому. Этот момент крайне важен и, поскольку он отнюдь не тривиален, нам, бесспорно, придется еще не раз возвращаться к специальному его обсуждению.
Второе обстоятельство – это возможности состыковки и прямо­го зашнуровывания через рефлексию и в текстах коммуникации дей­ствительности чистого мышления и реальности мыследеятельности. Мысле-речь-понимание выражают и ограничивают не только мыследеятельность; ту же самую функцию они выполняют по отношению к чис­той мысли, а за счет этого они также стыкают мысль с мыследеятельностью. Поэтому на схеме коммуникация образует как бы стер­жень всей структуры: она, с одной стороны, разделяет все на два подпространства – мыследеятельности и чистого мышления, а с дру­гой стороны – связывает их, втаскивает чистое мышление назад в мыследеятельность, вновь превращает все в одно целое.
Но было бы ошибкой думать, что эта связь чистого мышления с мыследеятельностью через коммуникацию устраняет различия одно­го и другого. Во всякой мыследеятельности три поляризованных пре­дела: 1) плоскости досок или бумаги, на которых фиксируются иде­альные объекты, живущие по законам логики и наук, 2) тексты ком­муникации, выражающие мысль-речь-понимание и живущие по законам полилога, и 3) реальность действования, упирающаяся в природный, искусственно-технический и человеческий материал. Поэтому не на­до думать, что тексты, коммуникации, по-своему, т.е. в своем фо­кусе, гомогенизирующие мыследеятельность, устраняют различия и противоречия чистого мышления и мыследействования.
В игре мы постоянно будем сталкиваться с непримиримыми про­тиворечиями того и другого и должны будем снимать их, переходя с помощью рефлексии из реальности мыследействования в действитель­ность чистого мышления, схематизируя реальность и фиксируя ее содержание в схемах, трактуемых как идеальные объекты, а затем вновь возвращаться от схем чистого мышления в мыследействование, реализуя сами схемы либо как объекты мыследействования, либо как движения и процедуры самого мыследействования. Но, к обсуждению этого момента точно также нам придется еще не раз возвращаться в ходе самой игры.

Tags: Щедровицкий, идеальное, мыследеятельность, реальность
Subscribe

  • Усваивается сопротивляющееся усвоению

    Перечитывая то, что когда-то читал, но не оставшееся или стершееся в памяти, а теперь раскрывающее себя (в данном случае это Ясперс о бреде в его…

  • о медленном чтении

    Семинар ММК, декабрь 1985 года. Обсуждается книжка вильнюсского профессора Павилёниса про аналитическую философию: Пинский. Можно брать тексты…

  • (no subject)

    Из воспоминаний А.Пинского: На другом заседании кто-то высказал одну мысль, которая показалась мне неверной, но Щедровицкий стал ее активно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Усваивается сопротивляющееся усвоению

    Перечитывая то, что когда-то читал, но не оставшееся или стершееся в памяти, а теперь раскрывающее себя (в данном случае это Ясперс о бреде в его…

  • о медленном чтении

    Семинар ММК, декабрь 1985 года. Обсуждается книжка вильнюсского профессора Павилёниса про аналитическую философию: Пинский. Можно брать тексты…

  • (no subject)

    Из воспоминаний А.Пинского: На другом заседании кто-то высказал одну мысль, которая показалась мне неверной, но Щедровицкий стал ее активно…