gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

кто кого может научить

Набрел в заметках ГП к Игре-2\12 такую:

11.11.81. Заметки о ситуациях учения-обучения
1. Понятия «неуча» и «знатока» у Секста Эмпирика при обсуждении вопроса, что такое преподавание наук.
2. Фигура учителя как лидера и организатора жизни.

Посмотрел Секста. А там такая прелесть:

ОБ УЧАЩЕМ И УЧАЩЕМСЯ
Именно, если существует кто-нибудь из них, то или неуч должен будет учить такого же неуча, или же знаток — такого же знатока, или неуч — знатока, или наоборот. Но ни неуч не может учить неуча, как и слепой — вести  слепого, ни равным образом знаток — знатока, поскольку ни тот, ни другой не нуждаются в обучении, и в смысле обучения этот испытывает нужду в том не более, чем тот — в этом, будучи оба в изобилии наделены одним и тем же. Но и неуч не может обучать знатока. Ведь это было бы все равно, как если бы кто-нибудь говорил, что калека ведет зрячего. Ведь неуч, будучи слепцом в научном умозрении, не может никого учить тому, чего он совершенно не знает сам; и знаток, который разбирается в научных умозрениях и обладает их знанием, не будет нуждаться в том, кто его научил бы.
Следовательно, остается утверждать, что знаток — учитель неуча.  А это еще абсурднее прежнего.  … Неуч не может стать знатоком, когда он [только еще] неуч, но и не становится он знатоком, но уже является таковым, когда он уже знаток. Ведь будучи неучем, он подобен слепому или глухому от рождения. И как эти последние по самой природе своей не могут прийти к понятию о цветах и звуках, так и неуч, поскольку он неуч, будучи слепым и глухим к научным умозрениям,  не  в состоянии  ни  видеть,  ни слышать что-либо из этого. А если он стал знатоком, то он уже не учится, но он — ученый.




Tags: Щедровицкий, греки, ученичество, учительство
Subscribe

  • Средь шумного бала, случайно...

    Подводя итог обсуждению поста о случайности, выделю три вопроса или возражения, которые заставили меня задуматься. Но прежде всего еще раз о том,…

  • Альтернатива Генисаретского 2

    После состоявшихся обсуждений попробую сделать уточненное и кратчайшее резюме "альтернативной методологии" ОГ. 1. Монизму деятельностного подхода ОГ…

  • Р в ММК 17: ОГ о смысле и структуре сознания 42

    Щедровицкий. Коли ты отказываешься это категорировать, то это означает, что ты вводишь новую категорию и производишь автонимное…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments