11.11.81. Заметки о ситуациях учения-обучения
1. Понятия «неуча» и «знатока» у Секста Эмпирика при обсуждении вопроса, что такое преподавание наук.
2. Фигура учителя как лидера и организатора жизни.
Посмотрел Секста. А там такая прелесть:
ОБ УЧАЩЕМ И УЧАЩЕМСЯ
Именно, если существует кто-нибудь из них, то или неуч должен будет учить такого же неуча, или же знаток — такого же знатока, или неуч — знатока, или наоборот. Но ни неуч не может учить неуча, как и слепой — вести слепого, ни равным образом знаток — знатока, поскольку ни тот, ни другой не нуждаются в обучении, и в смысле обучения этот испытывает нужду в том не более, чем тот — в этом, будучи оба в изобилии наделены одним и тем же. Но и неуч не может обучать знатока. Ведь это было бы все равно, как если бы кто-нибудь говорил, что калека ведет зрячего. Ведь неуч, будучи слепцом в научном умозрении, не может никого учить тому, чего он совершенно не знает сам; и знаток, который разбирается в научных умозрениях и обладает их знанием, не будет нуждаться в том, кто его научил бы.
Следовательно, остается утверждать, что знаток — учитель неуча. А это еще абсурднее прежнего. … Неуч не может стать знатоком, когда он [только еще] неуч, но и не становится он знатоком, но уже является таковым, когда он уже знаток. Ведь будучи неучем, он подобен слепому или глухому от рождения. И как эти последние по самой природе своей не могут прийти к понятию о цветах и звуках, так и неуч, поскольку он неуч, будучи слепым и глухим к научным умозрениям, не в состоянии ни видеть, ни слышать что-либо из этого. А если он стал знатоком, то он уже не учится, но он — ученый.