gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Об отлете души из мира

У нас с meixon за плечами давняя история (и не законченная) обсуждения важных для нас вопросов. С его согласия вынесу сюда одно звено из нашей дискуссии в закрытом сообществе:

Мейксон. Мы давно обсуждаем с В. то, как меняется мировосприятие в разные эпохи и как в связи с этим меняется восприятие Бога.
Одна из особенностей нашего времени – это картина мира, я имею в виду не философскую картину мира, не мировоззрение. А самое непосредственное восприятие мира. С христианизацией европейской мысли, начинается длительный процесс изгнания духов из природного мира.

В 1638 году издается книга «Галилей, Галилео. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению. Лейден, Эльзевир Пресс». Появляется первая в истории человечества парадигма, образец естественнонаучного исследования. В чем содержание и особенность этой парадигмы - об этом надо говорить отдельно.
В итоге мы имеем научную картину мира, определенную 4-мя ведущими естественными науками – физикой, космологией, химией, биологией. В этой картине мира, Вселенная, Мироздание – мертвая, неодушевленная машина, управляемая известными и еще неизвестными законами. Даже в биологии нет никаких признаков жизни, живое распадается в биохимические процессы, многие из которых удается воспроизвести в пробирке.
Реально мы видим мир не сквозь призму наук. Мы живем внутри научной мифологии. Это необычайно мощная сила. Научной мифологией пронизана вся культура, все образование, вся практика. Реальное содержание наук совершенно иное, нежели содержание естественнонаучного мифа. Это очень ясно показал ММК Г.П. Щедровицкого, но только для “посвященных”. Существует немало западных работ на эту тему – Поппер, Кун, Фейерабенд (http://www.psylib.ukrweb.net/books/feyer01/index.htm), Койре, но они не смогли разрушить культуру научной мифологии. Мы практически ничем не отличаемся, например, от египтян, для которых египетская мифология была самой реальностью. Яркий пример этой мифологии - теория эволюции. О каких бы удивительных явлениях царства живого мы бы ни спросили, всегда есть ответ – миллионы лет эволюции, естественного отбора и случайной изменчивости, привели к этому явлению. Этот ответ ни чем не лучше ответа – демиург создал то и то, но в нашей мифологии, эволюция - это убедительный ответ.
Мы мыслим вещи как состоящие из молекул и атомов. Мы мыслим живой организм как биохимическую машину. Мы имеем дело с водой, как с H2O, мы имеем дело с огнем как с интенсивной реакцией окисления. Если, к примеру, попытаться говорить о духах воды – ундинах, или духах огня – саламандрах, то у нас просто нет топоса, реальности, в которую можно поместить ундин или саламандр и связать их с химией огня или молекулами воды.

Гигномай. Павел, если Вы рассматриваете это как возражение мне, то удивляет, насколько Вы не воспринимаете прямой смысл моих слов! Возможно, с небольшими уточнениями, но я готов подписаться под всем, что написано в этом Вашем посте. Мои посты про магию и то, что ложно называют магией, Вы могли не читать, но обсуждение с euhenio-то Вы прочитали и даже комментировали.
Но Вы упускаете и причину того, что произошло. А я (во многом вместе с В.В.Розановым) вижу ее в неверно понятом запрете на идолопоклонство и агрессивном отвержении всего, что огульно названо язычеством. (Это же надо было обозвать одной кличкой и греко-римский политеизм, и все виды анимизма и шаманизма, и мир индийских верований!).
Вы правильно пишете о роли христианизации, но начало все-таки нужно отнести уже к ветхозаветной религии - именно там (говорю приблизительно, нужно тщательное расследование) возникло смешение разнородного: других богов, рукотворных истуканов и священных рощ и деревьев как объектов общения и почитания.
Когда я возражал против выпрямления этой истории, я имел в виду 1) произвольное ограничение ее временных рамок (Древний Египет был во многих отношениях религиознее современного демифологизирующего христианства), 2) ограничение пространственных границ (австралийские аборигены тоже религиознее), 3) извилистость самой европейской духовной истории (в частности, Ренессанс, который Вы называете началом обездушивания мира, начал-то, наоборот, с героической попытки его одухотворения; я писал об этом, комментируя книгу Ф.Йейтс, хотя (в этом причудливость) он же и дал импульс галилеевской науке.
Напоследок еще об одном, в чем я с Вами согласен: безусловно, это обездушивание мира имеет глубокий смысл и, не могу не верить, что в конечном счете плодотворно. Выскажу догадку, в которой не могу быть уверен, но очень хочу, чтобы она оправдалась: методология ММК, которую я считаю вершиной а-религиозной мысли, может дать и средства для ее преодоления. Я во всяком случае "копаю" в этом направлении.
Tags: /meixon, Библия, деревья, идолопоклонство, секуляризация, христианство, язычество
Subscribe

  • Времена и нравы

    Ушла от нас только что Танина ученица-семиклассница. Отправилась с подружкой петь в переходе. Смеемся все трое, пока она стоит на пороге:…

  • Самарканд 6: дети, языки и буквы, Ислам Каримов

    Водитель, везший нас из Бухары в Шахрисабз, довольно захохотал на моё «Хорошо рожаете». Другой, правда, сообщил, что раньше по шесть было, а сейчас…

  • С кем обняться?

    Таня ставит с детьми милую детскую оперу «Адам и Ева» (Сергея Плешака). Первочеловеки — четвертый класс. Третьеклассники исполняют роли зверей,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Времена и нравы

    Ушла от нас только что Танина ученица-семиклассница. Отправилась с подружкой петь в переходе. Смеемся все трое, пока она стоит на пороге:…

  • Самарканд 6: дети, языки и буквы, Ислам Каримов

    Водитель, везший нас из Бухары в Шахрисабз, довольно захохотал на моё «Хорошо рожаете». Другой, правда, сообщил, что раньше по шесть было, а сейчас…

  • С кем обняться?

    Таня ставит с детьми милую детскую оперу «Адам и Ева» (Сергея Плешака). Первочеловеки — четвертый класс. Третьеклассники исполняют роли зверей,…