Top.Mail.Ru
? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
(no subject)
старый гляжу
gignomai
Я уже писал о привлекательности вот этого самоопределения: "около церковных стен", "на паперти" (http://gignomai.livejournal.com/93120.html). Но что это значит? Понятно, что эти метафоры передают, с одной стороны, сознание тяготения к Церкви и даже причастности, с другой же - некий элемент сдержанности, отстранения, робости, может быть, или чувства недостоинства. С фактом крещения такое самочувствие и самоопределение уживаются.
Происхождение этих метафор понятно.
Тем же словом «церковь» (не по-гречески, правда, но по-русски и в других европейских языках) называется церковное здание, храм, отсюда и пространственные метафоры: «войти», «стены», «паперть», "внутри" и "около"... Около стен и чуть ближе, на паперти - это место, куда доносятся звуки богослужения и лучи света, тем, кто хотел бы быть внутри, но - по какой-то причине - не может.
А символическое описание духовного пространства Церкви в терминах физического пространства храма возникло, видимо, из ситуации прихода в Церковь, катихизации (оглашения). После литургии оглашенных перед оглашенными закрывались двери и они оставались «около», «на паперти». А верные – участвовали в собрании творящих евхаристию (благодарение) и причастием восстанавливали полноту своей принадлежности к Телу Христову. Верные, они же крещеные (вторично рожденные), они же святые (очищенные покаянием и обновленные причастием). Оглашенные – прошедшие катихизацию и крещения ожидающие.
В том же положении могли оказаться и те, кто временно отрешен, под епитимией.
Но сейчас ведь по-другому, другой смысл у "около". Другой смысл не только у "около", но и у "Церкви", и у "стен", и у "паперти".
Напоминаю себе азы.
По Евангелию. Там сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них». Это о Церкви в самом первичном смысле, собрании во имя Христа.
Далее. «Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных Православной верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами». «Церковь, будучи видима, поколику она есть на земле и к ней принадлежат все православные христиане, живущие на земле, в то же время есть невидима, поколику она есть и на небеси и к ней принадлежат все, скончавшиеся в истинной вере и святости». Это из «Пространного катихизиса» митр. Филарета Московского (XIX в.).
Церковь на земле называется «воинствующая», т.е. это - воинство Христово. В некотором роде армия, ведущая войну. Тут, кажется, ни о каком "около" быть не может. Около воинского стана - это что-то сомнительное. Нечего там делать.
Другое значение: священное братство, в которое посвящают. Поэтому и крещение, и евхаристия – таинства, мистерии. Первое и второе легко соединяются: священный воинский союз, орден. И в этом случае
Но вот что ясно: со всеми уточнениями этот образ Церкви не допускает никакого «около». «Не бо врагом Твоим тайну повем...».
Еще два смысла пришли на ум.
Церковь - школа, причем как в смысле училища, так и в смысле философской школы (они соединимы).
Церковь - лечебница, куда, к стенам которой приходят подлечиться, душевно и духовно.
Вот, может, такие образы Церкви стоят за этой метафорой - "около церковных стен"?



  • 1
да, а еще я люблю около церковных стен ходить с фотоаппаратом и снимать. А когда вхожу в церковь, то фотоаппарат обычно убираю, потому что внутри нельзя снимать, да и не хочется обычно (хотя иногда все равно снимаю).
Короче говоря, около и внутри - абсолютно разные вещи. "Около" это совсем не "почти внутри".
Хотя, это и другое, чем "далеко".

Ну Вы как-то снизили очень! Я имею в виду "жмущихся" к Церкви, как Розанов, автор выражения, ну и, конечно же, не буквальный физический смысл. Праздношатающийся с фотоаппаратом (не Вы) вообще может быть "в другой галактике", чем Церковь... Про "почти" я вроде не говорил, но вот "отчасти" в каком-то отношении "в", а в каком-то "вне" - такое в этом типе самоощущения (я о себе, но, думаю, и не я один) очень часто.
Причем, повторяю, я о самоощущении. Подозреваю, что с с т. зр. экклезиологии все это не выдерживает никакой критики, ересь.
А что касается самих образов, то вот с "на паперти" Вы как обойдетесь?

а кто на паперти? нищие, что ли? в наше-то время они уж не там, а прямо в храме, и много где еще... Ну ладно
Я так сказала бы. Я сама очень люблю думать, что я "внешний наблюдатель", пока не припрет. А бывало, что припрет. Об этом я потом старалась помнить.
Поэтому нужно в церковь входить и прямо просить и требовать благодати. Вот прямо такие как мы есть, со всеми грехами, приходить, входить и просить. Благодать как вознаграждение не дается, ее нельзя заслужить. Ее можно только получить незаслуженно. Но чтобы получить, нужно войти. И попросить, то есть даже потребовать, то есть об этом молиться, что в данном случае практически одно и то же.
Это я о том сказала или не о том? (А то я уже практически отрубаюсь)

ой. прошу прощения, у меня видимо сильно резко получилось, да? больше не буду

Нет-нет, все в порядке. Просто Вы понятно для меня изложили свою позицию - спрашивать (пока и по этому поводу) больше нечего.

во-первых, есть же понятие "дверей" в литургии. Двери в премудрость.
Во-вторых, внутри церкви есть запретные пространства, они фундированы Законом и т.п. Это внутренние спасиализации моления, в которых ментальный ландшафт совпадает с физическим - и производит последний.
Скажите, а в вашей церкви батюшка произносит во время литургии древние фразы про то, что оглашенные должны выйти? Я вдруг понял, читая ваш постинг, зачем это делает наш батюшка: эти оглашенные располагаются и в моем ментальном ландшафте, их вынесение за скобки - момент восхождения к молитвенному сосредоточению евхаристии.

"Елицы оглашеннии, изыдите"? а как же без этих фраз? они же входят в текст Литургии.

но их часто опускают. В вашей церкви их произносят, как и положено, и все три раза?

да. потом "да никто от оглашенных, елицы вернии..." По-моему везде произносят

у нас не произносили, пока священник не вернул в обиход. При этом ему специально пришлось объяснять, кто такие "оглашенные". Я и не знал.

Фраза, конечно, произносится - она часть литургии, древний прямой смысл потерял значение, но символические смыслы остаются, в том числе, по-моему, возможен и Ваш. Сакральные тексты всегда ведь многосмысленны.

Очень странно... меня эти образы уводят - куда Вас привело это выстраивание образных рядов? ведь у ЕЛШ предельно отчетливо, почему "у стен" и что такое Церковь, "у стен" которой. написала, см.почту.

Если по-простому - то Косилова хорошо сказала, точно и честно.

"сначала - опыт, потом - осознание в гармонии с соборным опытом Церкви".
Вы не пытаетесь ли наоборот?

Я пытаюсь одновременно.

После разговора поняла, что именно меня смущает (кстати, мне ночью удалось практически весь разговор вспомнить по шагам и все шаги записать - это к вопросу о пользе бдений): вы обсуждаете образно про "около", но в самом образе по умолчанию как бы ясно, около чего, а на самом деле вопрос именно в том, "куда выступить", нужен ответ на то, что такое Церковь - не образный, а более... понятийный, что ли?.. так вот ЕЛШ отвечает по понятию, что Церковь не что, а Кто, Его Тело.
Без этого некуда выступить, некому "перейти великую реку".

Да, я знаю эти слова "Тело Христово", но ни понятийно их не вмещаю, ни образно воспринять не могу. И "около", и "паперть" предполагают образ храмового пространства, он мне понятней.

Большое спасибо за тёплый, за близкий образ. Попробую сказать два слова от себя в ответ.

Похожая по содержанию позиция высказана Мережковским и когда-то очень меня впёрла (http://belocznik.livejournal.com/74961.html). В гораздо более близкие и потому более близкие по сути эпохи можно привести (пусть лишь как метафору) галическое "Непричастный к искусству//Недопущенный в Храм//Я пою под закуску//И две тысячи грамм". Мне кажется, сопряжение этих цитат создаёт образ позиции "паперти" как особого рода нравственной ответственности.

Аналогичная метафора использована Ильёй Дворкиным касательно еврейской религии (где место Храма занимает Текст): мы все давно выпали из Текста, мы живём "на полях". И всё-таки - на полях того самого Текста. В этом и обречённость - и последний шанс. В этой стране, говорит он, если не вовсе в современном мире, традиция прервана, поэтому все евреи всё равно отчасти уже неевреи.(Была кстати в советском иудаизме и реальная простанственная позиция "около" - огромная тусовка у ворот московской синагоги, которая приходила туда быть евреями, но не смела войти внутрь, чтобы не светиться перед "органами").

Мы все - "около", все льнён к этим стенам и не смеем войти. Может быть, потому что двери и впрямь закрыты. Может быть, потому что знаем, - нет нам права войти. Может быть, потому что не хотим или даже не можем (и не считаем себя в праве!) выйти отсюда, из мира. Но глядя на современный христианский фундаментализм, неоортодоксию, которая считает, что можно уйти за эти Двери от реальных вызовов сего дня, невольно возникает вопрос: а была ли когда-нибудь Церковь "не около"? Не есть ли Церковь - вечное "около", "не Рай, а лишь преддверье его", не жизнь на Небе, но стремление к ней и свидетельство о ней?

Мы "около" и по-другому не умеем. В этом наш грех - но в этом и наше заведомое покаянное знание об этом грехе. И потому в этом, быть может, и какая-то надежда утопающих, что за окаянное это юродство (юродивые тоже тусовались на паперти), за сознательную неправоту ("чтоб за все за грехи мои тяжкие//за неверие в благодать...") Спаситель найдёт и на нас каплю благодати, чтобы хоть одним глазком и нам увидеть то, чему всё здешнее - паперть. Так звучат Ваши слова для меня. Спасибо.

Спасибо. Вы очень меня порадовали пониманием и тем, что наше восприятие своего положения относительно Главного столь похоже. Я, правда, все-таки еще не оставил надежды когда-нибудь из "около около" перебраться поближе, к тому что Вы назвали "вечным около"...
Спасибо!

Вам спасибо. В конце концов, на Пасху крестный ход обходит всё здание не для того ли, чтобы подобрать всех, кто "около"?..)))

Хорошая трактовка!

  • 1