gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

А теперь теургия по Ямвлиху

Добрался до классиков неоплатонизма. Плотин магию признавал, но ей особо не интересовался, не барское это дело.
Ямвлих же уделил магии, точнее теургии, малой и наименее значимой частью которой является магия, обстоятельные разъяснения. С подробностями ознакомиться легко - в Сети есть не только главная книга Ямвлиха на эту тему, "Египетские мистерии", но и книга А.Петрова "Феномен теургии", в которой это все систематически изложено. Я ограничусь общим впечатлением и тем, что мне важно.

Ну, во-первых, контраст с возрожденческим неоплатонизмом, который смотрится варварским в сравнении с изысканной философичностью первых неоплатоников. Петров остроумно замечает, что "что иррационального в теории теургии Ямвлиха не больше, чем в гносеологии Канта". "Мистерии" - это ответ мэтра на вопросы младшего современника и единомышленника Порфирия. Уже вопросы Порфирия замечательны своей дотошностью и точностью попадания в проблему: как может маг воздействовать на божество, если оно "несклоняемо"? как можно локализовать и привязывать к материальным предметам общение с богом, если он не имеет места в пространстве? какие виды богов и демонов существуют и чем различаются? все ли они благодетельны или есть и вреносные?  т.д. и т.п. (По-моему, тут просматриваются вопросы, которые встают перед любым богословием и могут озадачивать поныне).

Для Ямвлиха реальность, всё, распадается на посюсторонний, материальный космос, населенный посюсторонними же демонами и богами, общение людей с которыми принципиально не отличается от общения с другими людьми и другими видимыми соседями по космосу, и область сверхкосмического, Небо, где живут высшие боги. Связь между тем и другим основана на знакомом нам по Каббале излиянии в мир божественного сияния (ellampis), следствием которого является всеприсутствие божественного в космосе, панентеизм. Многообразие богов и демонов, образующих иерархию и различающихся степенью доступности человеческому воздействию, "склоняемости", и делает возможной восхождение по теургической лестнице.

Теургическая деятельность начинается внутри комоса. Это еще не теургия в собственном смысле слова, поскольку душа не готова к общению со сверхкосмическими богами. Содержание этого этапа - аскетическое: (1) очищение души (agneia tes psyches), приуготовление себя к следующим ступеням.
Следующий этап (2) - упражнение мышления (katartysis tes dianoias), которое создает возможность соприсутствия (metousia) с богами (3). Высшей ступенью является единение (henosis) с богами (4), обожение.
Достигший последнего этапа теург не нуждается ни в какой магии, так как может действовать не в силу искусства, а в силу своей, теперь уже божественной природы.

Мыслительно, вся эта конструкция нужна, чтобы снять главное противоречие всякого теургического богословия (включая и христианское): как могут взаимодействовать внепространственный, вневременной и бесконечный Бог и тварный человек с его ограниченностью в пространстве, времени и возможностях (энергии)?
Вот, как мыслит об этом Ямвлих: "Они (божества) бесстрастны и невозмутимы, хотя и снизошли к изменчивому и претерпевающему. Однако, поскольку становление является многообразным и составилось из различающегося, из-за собственной противоречивости и различности оно восприемлет их единство и неразличимость противоречиво и раздельно, страстно вмещает бесстрастное и вообще по природе причастно этим силам в сответствии не с их возможностью, а с собственной природой". В этом свете становится понятной пособническая роль демонического, посреднического начала, которое "высвечивает (dialampo) неизреченное в нем (божественном начале), как то, что можно высказать, и невидимое - в виде образов, и то в нем, что превыше всякого смысла, сводит к ясным смыслам".

Ну и по вопросу, который не мог не вставать перед каждым, кто задумывался о смысле молитвы:
"Ведь по той самой причине, по которой мы стоим ниже богов по силе, чистоте и во всех других отношениях, наиболее подходящее - это, прежде всего, умолять их. Ибо ощущение собственного ничтожества, возникающее, когда кто-нибудь сравнивает нас с богами, по самой природе, заставляет нас обращаться к мольбам. Ведь от просьбы мы постепенно возвышаемся до умоляемого, благодаря тесному общению приобретаем сходство с ним и вместо несовершенства получаем божественное совершенство"

Теперь вроде бы понятно, почему говорят о прямом влиянии неоплатоников на Ареопагитики и преп. Максима Исповедника. Это я еще с Проклом не разобрался.



Tags: аскетика, магия, неоплатонизм, обожение
Subscribe

  • (no subject)

    Дом стоит свет горит из окна видна даль так откуда взялась печаль?

  • внучкины подарки

    помимо своего присутствия. Вот такие обалденные носки: Стихотворение: Я говорю, устал, устал, отпусти, не могу, говорю, устал, отпусти,…

  • Проходим историю философии

    Читаю внучке и Тане еженедельные лекции по истории философии (сам при этом освежая и восполняя свое знание). Первые лекции - по античной и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • (no subject)

    Дом стоит свет горит из окна видна даль так откуда взялась печаль?

  • внучкины подарки

    помимо своего присутствия. Вот такие обалденные носки: Стихотворение: Я говорю, устал, устал, отпусти, не могу, говорю, устал, отпусти,…

  • Проходим историю философии

    Читаю внучке и Тане еженедельные лекции по истории философии (сам при этом освежая и восполняя свое знание). Первые лекции - по античной и…