gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

опять о магии и молитве

Пишу в продолжение вот этой записи (впрочем, и многих других до нее – не оставляет меня эта тема). Тема действительного или мнимого различия между молитвой и магией.
Есть такое понятие – теургия (букв. «богоделание»), т.е. слова и действия по привлечению Бога себе в помощь. Вроде бы, оно охватывает и молитву, и религиозный ритуал, и магию – как действия, так и слова (заклинания). Какие бы ни были сущностные различия (а их я и ищу), формально это так.
Попытаюсь разметить это общее пространство теургии. То, что там располагается, можно различать 1) по адресату и адресатам или посредникам, 2) по средствам, методам и формам и 3) по целям, т.е. результатам, для достижения которых теургия осуществляется. В качестве 4-го различительного критерия (иногда его и рассматривают как решающий) можно назвать еще представление о гарантированности результата – «кто хозяин положения», маг или тот, на кого он воздействует.

Разберем по пунктам.
1. Вопреки расхожим представлениям, во всех формах магии, христианской и иудейской, как и в молитве, конечным адресатом теургии является единый Бог. Если речь или действие непосредственно обращено к кому-то иному, то этот «иной» рассматривается как посредник, который «передаст по адресу» пожелание теургисающего. Из христианских конфессий только протестантские в интенции свободны от этого; у православных и католиков очень велика роль «посредников», тех, чья молитва сильнее, «доходчивее» нашей. «Моли Бога о нас!», обращенное к Богородице, святым или ангелам – неотъемлемая часть молитвенной жизни.
Но можно сделать и следующий шаг. Почему не признать, что действительные идолопоклонники лишь по неведению, умственной немощи и простоте душевной почитают солнышко, землю-матушку или даже ими же сделанных истуканов конечными адресатами своей молитвы? Ну,  не понимают они… А зависит ли сила молитвы от понимания? Вот, что пишет один из думавших на эту тему: «Бог тебя слышит всегда, а более всего тогда, когда ты молишься по-детски – не понимая смысл произносимых слов (даже если тебе кажется, что ты их понимаешь). Тогда Он и вкладывает в эти слова Свои собственные истинные смыслы (логосы Писания), а не те, которые ты сам первоначально выдумал. А если ты молишься "понимая" смысл произносимого, то Он и наказывает тебя за самоуверенность, лишая тебя понимания истинного смысла (логосов Писания) в воспитательных целях.– До тех пор пока мы не одумаемся и не "будем как малые дети" перед лицом отца».

2. Маги, конечно, люди с богатой фантазией. Читаю про Фичино, Пико делла Мирандолу, Агриппу, Бруно – голова кружится от того, сколь сложна и красочна картина взаимоотношений герметика и мага с Небом. Там не только многоуровневая армия медиаторов – ангелы, планеты, духи, – но и богатый арсенал инструментов и приемов: слова, музыка, жесты, талисманы и пр. У православных все попроще, конечно, но, по сути-то, в чем разница между, скажем, литургией, в которой тоже представлены и слова, и музыка, и жесты, и воскурения, и священные предметы? Опять-таки есть это не относится протестанту, который, во-первых, максимально упростил литургию («сих голых стен, сей храмины пустой понятно мне высокое ученье»), а во-вторых, понимает ее сакраментальную часть как воспоминание во вполне психологическом смысле, но православному – что на это сказать?

3. А в отношении целей – сплошная неразбериха. Осмысленна ли, праведна ли молитва о благополучии, вообще, о «материальном»? Богу всё возможно, значит, может он и воскресить и сделать бывшее не бывшим. Все «сдержки» в отношении молитвы со стороны авторитетов носят увещевательный характер: лучше молись о духовном, не беспокой Бога пустяками и т.п. Вообще, безупречной признается, по существу, лишь молитва о даровании молящемуся способности любить Бога и исполнять волю Его (об остальном Он сам позаботится).
Но ведь совершенно так же относится к теургии истинный маг! Мы выяснили в диалоге с miya_mu, что вернее всего рассматривать магию как антропотехнику, т.е. работу по самосовершенствованию – с привлечением помощи Бога и слуг Его.

4. Остается один различительный признак: чья воля в конечном счете решает, «кто в доме хозяин»? Но нет, вроде бы, оснований считать, что необходимым, сущностным свойством магии является притязание мага, что он «держит Бога за бороду». В крайнем случае, это можно считать соблазном, в которое маг может впасть. Но ведь и то же вполне может произойти и с молитвенником и с тем, кто обращается за молитвенной помощью, не так ли?
Tags: Бог, герметизм, идолопоклонство, магия, молитва
Subscribe

  • веселися славный росс!

    По наводке известного конспиролога А.Дунаенва (danuvius) купил книгу аббата-иезуита О.Баррюэля "История якобинства" в переводе…

  • Только Россия...

    Читаю понемногу дневники Л.В.Шапориной (сначала отрывки у sergey_v_fomin, теперь купил двухтомник). Вещь уникальная по охвату - от начала…

  • Эвона как!

    Via seann Thibault Le Texier, Histoire d’un mensonge, 2018 — 5- Все, наверное, наслышаны о “Стэнфордском тюремном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 89 comments

  • веселися славный росс!

    По наводке известного конспиролога А.Дунаенва (danuvius) купил книгу аббата-иезуита О.Баррюэля "История якобинства" в переводе…

  • Только Россия...

    Читаю понемногу дневники Л.В.Шапориной (сначала отрывки у sergey_v_fomin, теперь купил двухтомник). Вещь уникальная по охвату - от начала…

  • Эвона как!

    Via seann Thibault Le Texier, Histoire d’un mensonge, 2018 — 5- Все, наверное, наслышаны о “Стэнфордском тюремном…