gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

"Жидкие ступени", "незашторенные окна" и самоопределение

В продолжение долгого и очень мною ценимого общения с trita, читаю и обсуждаю с ним его совершенно замечательный своей глубиной и богатством мыслей текст «Христос во времени и пространстве: футуристическое исследование «второго пришествия»
Обсуждаем у меня в жж, вот здесь.

Реплика-вопрос Триты:

Вот это вот намерение: "Я сказал, что сознаю себя христианином и актом веры принимаю свидетельство о победе Христа над смертью. Принимаю, не понимая, что это значит, и вижу впереди трудную работу по уяснению смысла этого свидетельства" – более всего, наверное, мой интерес составляет попытка понять, как именно вы видите эту работу, методологически, практически.
Для меня, например, очевидно и логично, что "акт веры" в сверхчеловеческие достижения вынуждает искать и сверхчеловеческие смыслы и сверхчеловеческие источники, где Евангелие даже не эпиграф, а только рекламный листок, флаер. Логика этой вполне интеллектуальной и рациональной догадки побуждает искать, преодолевая иллюзии и легковерие, а поиски в итоге приводят, потому что "с той стороны" не дураки ведь сидят. Я следовал этой логике и отбрасывая лишнее обнаруживал нечто, что теперь в сумме, и увы нарицательно, превратно, если даже не юридически подсудно, называется "оккультизм". Но какова ваша логика и футуристическая перспектива означенной "трудной работы"? Ваш фоновый скепсис к "оккультному" мне говорит что она иная, а эта инаковость и является рациональной причиной моего интереса.

Мой ответ:

Прицельно точный вопрос, спасибо.
Чтобы ответить мне придется выговорить нечто исповедально-автопортретное, о своей «стратегии» поиска истины (Истины).

Подвижность. Моя картина реальности всегда становящаяся, подвижная. Когда-то я нашел метафору своего движения: «жидкие ступени». Одно из технических оформлений этого – принятый мною методологический принцип «двойного знания»: узнанное, угаданное полагается в качестве онтологии (того, что есть «на самом деле»), которая становится предметом познания и осмысления. Но подвижность распространяется и на саму методологию с ее подходами и принципами.
«Точками жесткости» в такой стратегии оказываются только вопросы и проблемы. Движение от проблемы к проблеме. А поскольку проблема – это всегда в какой-то мере страдание, боль, то ориентация: движение в сторону боли.

Открытость. Жизнь в сознании, что важнейшее может встретиться за новым поворотом. «Незашторенные окна»: как знать, с какой стороны внутрь проникнет Свет.
Это означает готовность к встречам. С вами и вашим оккультизмом, например. Но открытость не отменяет вопрошания о креденциях: откуда ты это знаешь? Евгений Шифферс (имевший, правда, в отличие от меня, опыт личного собеседования с Христом) спрашивал в ответ на пасхальное телефонное «Христос Воскресе!»: «Откуда сведения?».

Эти две установки вполне отвечают потребностям «чистого мышления». Но в великой методологической «схеме мыследеятельности» есть еще слои (мысле)коммуникации и (мысле)действия (древняя индоевропейская формула: мысль, слово и дело). Необходимость действовать и самоопределяться для действия. Тогда наступает черед акта веры. На основании правдоподобия, радовательной силы и доверия к источникам избранное полагается как предельная онтология, истина (Истина), Абсолют. Акт веры, или самоопределения (само-определение противоположно подвижности и открытости), становится на время своей действительности (это может быть и вся оставшаяся жизнь) основанием для действия и предметом работы понимания и осмысления. Действие требует определенности и безоглядности, а мышление, познание – когда для него остаются периоды секторального и относительного бездействия – остается открытым и подвижным. К счастью, моя жизнь складывается благоприятно для мышления.


Tags: /trita, вера, действие, жизнь, методология, мышление, самоопределение, стратегия
Subscribe

  • нефизические образы

    Поймал себя на странном впечатлении при чтении «Подростка». Все основные герои, Аркадий, его мать и сестра, Татьяна Павловна, позднее всех Версилов…

  • Из Китая в Достоевского

    Давно не писал о нашем вечернем чтение. А оно — наверное, одна из самых постоянных вещей в нашем катастрофически быстро меняющемся мире. Каждый день…

  • Аристотель - Достоевскому

    "Нужно рассмотреть, каким способом имеет природа целого хорошее и наилучшее - как нечто отделенное и [существующее] само по себе или как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • нефизические образы

    Поймал себя на странном впечатлении при чтении «Подростка». Все основные герои, Аркадий, его мать и сестра, Татьяна Павловна, позднее всех Версилов…

  • Из Китая в Достоевского

    Давно не писал о нашем вечернем чтение. А оно — наверное, одна из самых постоянных вещей в нашем катастрофически быстро меняющемся мире. Каждый день…

  • Аристотель - Достоевскому

    "Нужно рассмотреть, каким способом имеет природа целого хорошее и наилучшее - как нечто отделенное и [существующее] само по себе или как…