Когда этот итальянский Непоседа, величающий себя Philotheus Iordanus Brunus Nolanus, magis elaborata Theologia Doctor, & с. [Филотео Джордано Бруно Ноланец, доктор самой изощренной теологии и т.д.], с именем длиннее, чем его тело, в свите Аласко, Герцога Польского, посетил наш Университет [Оксфорд] в году 1583, сердце его горело прославиться посредством какого-то достойного подвига, чтобы стать знаменитым в этом славном месте. Вскоре после нового возвращения, когда он скорее отважно, чем разумно, встал на высочайшем месте нашей лучшей и самой известной школы, засучив рукава, будто какой-то жонглер, и говоря нам много о центре и чиркулусе и чиркумференчии [центре, круге и окружности] (согласно произношению языка своей Страны), он решил среди очень многих других вопросов изложить мнение Коперника, что земля ходит по кругу, а небеса покоятся; хотя на самом деле это его собственная голова шла кругом и его мозги не могли успокоиться.
В СССР мы знали его как бесстрашного пионера науки, защитника гелиоцентрической системы от мракобесов-церковников, жизнь положившего за научную истину. Но вот что выясняется: Бруно (как, впрочем, и Николай Коперник) отстаивал центральное положение Солнца вовсе не из тех соображений, которые сейчас были бы сочтены научными. Бруно был маг и герметик, горячий почитатель египетской мудрости и трактатов Гермеса Трисмегиста, согласно которым Солнце - "второй бог" (после единого Творца, которого герметики признавали. В сложной системе посредников между Создателем и человеком Солнце занимает важнейшее место, его надлежит чтить, а солярные талисманы, солярные растения (как, скажем, гелиотроп) и солярные животные (как, скажем, петух) могут использоваться в магических целях - чтобы "стяжать жизнь с небес", как выражался предшественник Бруно Марсилио Фичино, первый переводчик герметических трактатов на латынь. Конечно же, солнцу ника не подобает вертеться вокруг земли!
Добавлю к этому свой грошик. Строго говоря, с точки зрения принятого в современной физике релятивизма, не важно, куда поместить систему отсчета: поместим на Землю - будет Птолемей, поместим на Солнце - будет Коперник. Правда, коперниканская перспектива обладает прагматическими преимуществами: расчеты проще. Ну, а следующий аргумент - роль Солнышка в нашей жизни, культурная и мистическая. Тут-то и вспомнить Бруно...