?

Log in

No account? Create an account

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
кого воспитываем
gignomai
Обсуждение музыкального воспитания с trita - в комментариях к записи "Чего хочет ребенок" - показало мне, что важное не досказано, и это создает недоразумения. Трита прав: нужно объяснить, что такое музыкальность, о воспитании которой идет речь. И вообще, какова цель, кого воспитываем. К этому же примыкают и вопросы о критериях оценки результатов, о которых писали и Трита, и levgilman .
Обсудив это с Таней за завтраком, излагаю.
Можно говорить о трех возможных (и реально уже состоявшихся) типа индивидуальных результатов.

Первый: кое-кто просто идет в музыканты, продолжает образование и т.д. Создаваемая в школе богатая музыкальная среда, существование наряду с уроками музыки системы дополнительных индивидуальных и групповых занятий - это оптимальные условия для проявления склонностей и способностей в этой области.

Второй: то, что мы называем "высоким дилетантизмом". Это умение петь и(или) исполнять на одном или нескольких музыкальных инструментах простые, но настоящие произведения. Конечно, для этого нужен какой-то тренинг (на котором настаивал Трита), и по этому пути пойдут не все. Но желающих и могущих много больше, чем принято считать! Многие же просто боятся, стесняются, и им нужно показать, что это посильно. Яркий пример: девочка на фотографиях записи мастер-класса, сначала боявшаяся взять в руки скрипку, а потом с удовольствием приступившая к знакомству с нею. Вполне вероятно, что на этом она не остановится - если найдется кому помочь.
Вспомнил тут о мальчике, который, получив в руки блокфлейту и Танину книжку о ней в подарок, засыпая, клал их под подушку.
В этой связи часто говорят об опасности профанации. Об утрате чувства и сознания иерархии качества. Но ведь собственные пробы - только часть музыкального воспитания, наряду со слушанием высоких образцов. И это, и возможность достичь совершенства в простом и посильном, напротив, воспитывают вкус и способность различать. Есть прекрасный пример из Таниного опыта: когда она привела более сорока детей, пятиклассников, на концерт симфонического оркестра. Исполняли французов - Дебюсси, Равеля, еще кого-то. Так потом к ней подходили люди и удивленно спрашивали, что это за дети, так внимательно слушавшие полуторачасовой концерт. А они - различали в исполнении профессионалов то, что в зачаточном виде знакомо и им.

И самое время сказать о третьем результате, который сопровождает первые два, но к тому же охватывает всех (ну, бывают один-два человека изначально настроенные в контру или нездоровые, но где их нет, это же обычная школа). Это - та самая размытая музыкальность, которая не выражается в прямом музицировании. Граница - не жесткая, конечно. Все попробовали, все поучаствовали, попомогали другим в организации музыкальных спектаклей, музыкальных гостинных (есть такая форма). Потом многие, конечно, бросают и инструмента в руки не берут, или берут очень редко, по случаю. Но они умеют слушать - и не только собственно музыку. Дочка одной чиновницы от образования, учившаяся в школе по этой программе и не ставшая музыкантом, звонит матери из дома отдыха и удивляется, как это никто вокруг не видит и не слышит... Они все знают, зачем в жизни музыка, что такое хорошая музыка и какую именно музыку любит каждый. Еще пример: шестиклассник, кажется, подошел к Тане на перемене и сказал, что он долго выбирал, какая музыка - его и, наконец, выбрал. Какую - сообщить отказался: дело интимное.

Про вовлечение в соместное музицирование родителей, братьев и сестер, всей семьи и друзей, я уже писал. И про то, что прошедшие этот путь родители, приводят своих детей.

А вот теперь о критериях и оценке результатов. Послушайте, речь ведь идет о воспитании чувств. Измерять такое едва ли возможно, это не IQ (хотя и говорят иногда об "эмоциональном интеллекте" или "эмоциональном мышлении"). Вообще-то, так обстоит дело со всяким воспитанием. Легче догадаться, от чего зависит развитие у человека способности сострадать и сорадоваться, чем доказательно подтвердить, что этого удалось достичь.
Тут есть еще одно важное обстоятельство. Многие антропологические изменения становятся заметными только тогда, когда они массовые. Тогда они - как идеи по Марксу - становятся материальной силой. Программа, о которой речь, называется "Каждый ребенок - музыкант!". Так если музыкантом в одном из приведенных выше смыслов станет действительно каждый ребенок, так, может быть, и вся жизнь изменится.
Извините за пафос, иначе не получается.


  • 1
Да, согласна. Если совсем коротко, то - любовь к музыке. И именно к хорошей.

Хорошее резюме, согласен.

Старый ролик сегодня случайно увидела и вспомнила Вашу тему :) Вот реакция людей на музыку напомнила: https://www.facebook.com/AcademJazzClub/videos/1487913651247185/

Ага. Я несколько таких флэшмобов видел.

Я писал не о критериях оценки в указанном смысле, а об обычной школьной отметке, в помощью которой заставляют ребёнка хорошо если только отсидеть урок - что бы ни делал, лишь бы книжку не читал - но и имитировать целевой процесс. Вот если ребёнок конкретно не хочет и не может.
Если хочет и не может - понятно.
Если хочет в смысле добросовестно подчинился очередной затее взрослых, но не может ничего удовлетворительно выполнить - почти всегда ему хоть четвёрку (или зачёт) поставят. Хотя найдутся особо ретивые, которые поставят двойку - будь то из честности или садизма.
А если скажет - "не хочу, и что вы мне сделаете?" Даже, кстати, если и может.

На это я могу только повторить, то, что Вам ответила автор программы: нет такой проблемы. За тридцать лет работы случаев, когда ребенку не хотелось заниматься на ее занятиях было раз, два и обчелся. Баловались - да, отвлекались - да, но ни в жисть не согласились бы НЕ УЧАСТВОВАТЬ.
Но, конечно, это вопрос и квалификации учителя. Испортить можно всё.
А отметок по музыке у них в школе не было и нет. И в аттестате, разумеется, нет.

Воспитание музыкой -- вероятно такую формулу можно внести для ясности. Вне зависимости от конкретно музыкальных последствий, сам опыт привносит физиологический тренинг, психологический, социальный, ментальный, идеологический. Даже если музыкальность, как квалификация, угаснет во времени дальнейшей судьбы и в теле, так и не преодолев потенциальный барьер, всё равно останутся некие навыки, объективные и субъективные, который трудно получить иначе. Но музыкальность всё равно останется снаружи, для полноценного отождествления нужна реальная школа, просто у людей слишком развит слух и эмоции, и им не очевидно, что их различающая восприимчивость к музыке и отклик ещё далеко не музыкальность. Высота всех музыкальных сцен всегда олицетворяла потенциальный барьер достижения, границу разных миров одной музыки.

"Воспитание музыкой" - хорошо!

  • 1