gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

где тоньше кожа вещей, или о магии и идолах по-разному

В обсуждении записи о женском мате с досточтимой miya_mu вышли к теме эроса в ренессансном неоплатонизме. Собеседница моя профессионально занимается неоплатонизмом, и я, будучи знаком с этой темой крайне поверхностно, последовал совету почитать Френсис Йейтс. Начал с "Джордано Бруно и герметической традиции", кою и читаю сейчас.
А там всё про магию. Поскольку же на темы магии и, что то же, с другого взгляда, идолопоклонства, все время выхожу - и при чтении пророков, и в связи с темой образа-иконы, то решил произвести разметку пространства.

Можно вполе определенно развести минимум три разных концепции магии/идолов (причем только в смысле понимания, без оценки).

Первая: идолы суть бездушные вещи, "деревяшки" или камни, или литые истуканы, ни на что не способные и никакой помощи человеку, к ним обращающемуся, оказать в принципе не могущие. В таком понимании едины как современное научное (в зависимости от отношения можно и кавычки поставить) сознание, и пророк Исайя, издевающийся над глупостью тех, кто поклоняется изделию рук своих.

Вторая, в основе которой картина мира, где действуют разнообразные духи, живые энергии, способные влиять на материю и ход событий. В рамках этого представления жрец-маг может призывать этих духов в приуготовленное для них место или на символически представляющее их изделие (статую) и этим привлекать их себе в помощь. В герметизме такая возможность приписывалась древнеегипетским жрецам и возродить ее стремились неоплатоники Ренессанса. Вот красноречивая цитата из герметического трактата "Асклепий":
"Поскольку мы начали говорить о родстве и связи людей и богов, знай, о Асклепий, могущество и силу человека. Как Господь и Отец есть творец богов небесных, так человек есть творец богов, кои суть в храмах. Он не только получает жизнь, но и дает ее; не только стремится к Богу, но и сам творит богов.
– Ты имеешь в виду изваяния, о Трисмегист?
– Да, изваяния, Асклепий. Одушевленные изваяния, преисполненные сознания (sensus) и духа (spiritus), которым доступно многое – они могут предсказывать будущее, поражать людей болезнями и исцелять их27.
(Приведу здесь фрагмент о богах, сотворенных людьми, взятый из последующей части "Асклепия".)
Все, сказанное нами о человеке, весьма удивительно, но еще удивительнее то, что человек смог понять природу богов и научился воссоздавать ее. Искусство создания богов открыли наши праотцы. Извлекая из материальной природы некую силу, они смешивали ее с веществом изваяний, и, "поскольку сотворить душу было не в их власти, они вызывали души демонов или ангелов и заключали их в свои идолы посредством священных и божественных церемоний, тем самым наделяя идолов способностью творить добро и зло". Эти земные, или рукотворные, боги происходят от сочетания трав, камней и благовоний, в которых содержится оккультная сила, равная божественной. И если их стараются умилостивить жертвенными приношениями, гимнами и песнопениями, благозвучие коих напоминает о небесной гармонии, то делается это для того, чтобы небесный элемент, вошедший в изваяние, радуясь благолепию небесных обрядов, не оставил людей своим божественным присутствием. Так человек творит богов".
Этого же представления держался бл. Августин (подозреваю, что и другие св. отцы), но с прибавкой полного осуждения, ибо духи, о которых здесь речь, - бесы.

Близко к этому третье представление, его держался первый переводчик герметических текстов Марсилио Фичино, весьма озабоченный тем, чтобы не навлечь на себя обвинение в ереси. Этот взгляд - более, так сказать, натурфилософский ("естественная магия". В основе его лежит неоплатоническое представление о трехчастной структуре мира: Мировой Ум, содержащий идеи; Мировая Душа, содержащая "порождающие причины", энергии; и "Тело", материальный мир. Дополнением к этому у Фичино было учение о "спиритусе", посреднике между разными уровнями иерархически устроенной вселенной. Маг получает способность управлять мировыми энергиями за счет знания всего этого вселенского строя. Вот резюме магических взглядов Фичино (Ф.Йейтс): "
Он низводил влияния светил с помощью музыкальных заклинаний, симпатического применения природных предметов, с помощью талисманов, выхода на воздух и т.п. – с помощью всех средств по уловлению spiritus'a. Связь между его заклинаниями и талисманами, возможно, еще теснее: в главе XVIII после долгой и изощренной апологии талисманов он говорит, что они изготавливаются "под действием гармонии, подобной гармонии небесной" и увеличивающей их силу. Можно предположить, что здесь имеется в виду, что талисманы Фичино или картина талисманного типа изготовлялись под аккомпанемент подходящих орфических заклинаний, который помогал низвести в них spiritus".

Очень интересно теперь разобраться в том, как мыслил магию о. Павел Флоренский, но это - отдельная большая тема. Ограничусь только попавшейся на глаза цитатой, интересной не концептуально, а характеристикой той душевной организации, которая склонна к магическому восприятию мира: "Я (пишет Флоренский, еще не иерей) искал того явления, где ткань организации наиболее проработана формирующими силами, где проницаемость плоти мира наибольшая, где тоньше кожа вещей и где яснее просвечивает через нее духовное единство". Где тоньше кожа вещей!

Tags: Ренессанс, Флоренский, магия, неоплатонизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments