"Кто был этот человек, который в дальнейшем будет свидетелем героических, трогательных и печальных событий? Он не имел чудовищного, в смысле размеров и силы, сердца и резкого, глубокого ума, способного прорывать колеблющуюся пленку явлений, чтобы овладеть их сущностью".
Т.е. этот человек, в самохарактеристике которого соединены евангельские и классово-большевистские аллюзии, не был ни святым, ни гением (две "руководящих" позиции в мире - по Е.Л.Шифферсу).
Он написал эту хронику "впрок" - может быть, пригодится. Кому-то сказал, что писал ее лично Сталину, который по легенде на полях написал: "сволочь!", а по фактам после этого запретил его печатать (но почему-то не съел).
В уже прочитанном все по-платоновски гениально, но особенное впечатление произвели страницы, где он в художественный рассказ вставляет длиннющее рассуждение о том, что нужно заняться строительством артезианских колодцев и освоением плодородных водораздельных возвышенностей, а не ютиться по низам, как повелось веками. Платонов-мелиоратор, не довольствуясь горестными заметами сердца, пытается поучаствовать в социалистическом строительстве.
"У такого странника по колхозной земле было одно драгоценнное свойство, ради которого выбрали его глаза для наблюдения, именно: он способен был ошибиться, но не мог солгать и ко всему громадному обстоятельству социалистической революции относился настолько бережно и целомудренно, что всю жизнь не умел найти слов для изъяснения коммунизма в собственном уме. Но польза его для социализма была от этого не велика, а ничтожна, потому что сущность такого человека состояла, приблизительно говоря, из сахара, разведенного в моче, тогда как настоящий пролетарский человек должен иметь в своем составе серную кислоту, дабы он мог сжечь всю капиталистическую стерву, занимающую землю".