gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Надо говорить с женщинами - много интересного узнаешь

Пост про женщин-матершинниц оказался большой удачей с точки зрения целей моего виртуального семинара. Из него вырастает многоуровневая программа исследований, причем стягивающая воедино многие прежде начатые и брошенные нити.
Ответы легко распределяются по уровням. Сразу оговорю: речь не о том, что какие-то из них правильны, другие нет. Все правильны, но разной глубины проникновения в основания. Итак, в качестве объяснения феномена предложено следующее:
1. Невежество, отсутствие языкового чутья и вкуса. Ясно, по-моему, что и такое встречается. Но это наименее интересный для меня случай.
2. Хамство. Бывает, наверное, но см. выше. Кроме того, "хамство" - это оценочное суждение, а, если нейтрально, то речь может идти о намеренном нарушении приличий. И тогда встает вопрос о причинах и мотивах - надо углубляться.
3. Мода. Для многих случаев, думаю, очень правдоподобная квалификация. Но ведь и она, если не выяснять причин, остается чисто феноменальной. Почему такая мода? Что за ней стоит?
Тем самым, мы естественно переходим к социально-психологическим объяснениям.
4. Женский бунт против "мужского шовинизма", проявляющийся в нарушении правил "женского поведения", навязанных мужчинами. Это очень изящно сформулировала solinsky: не соответствовать мужским ожиданиям. Любопытно, что наиболее интеллектуальные представители этой позиции открещиваются от феминизма как движения, видя, надо полагать в нем слишком много истрически-бабьего. Тут вообще интересная диалектика. Можно сравнить с движением негров в Америке. Сначала афро-американцы хотели быть как белые, не хуже их. Но потом они стали отстаивать свое право на своеобразие. Видимо, pussy riot - это как раз переход на вторую ступень? А более цивильные формы этого существуют?
На следующих уровнях углубления мы выходим к религии и метафизике.
5. Нарушение сакральных табу в общем процессе секуляризации. В самом деле, а откуда вообще взялся запрет на обсценную лексику? Нравственно-педагогические объяснения - оскорбительность, нарушение целомудрия - явно недостаточны: а почему именно здесь проходят границы? Почему вообще какие-то области табуированы? Нельзя сказать, что это не изучено, есть большая область исследований, в которой много чего накопали. Главное здесь - это то, что в религиях повсеместно в одну категорию (и под одними именами) попадают и самое возвышающее (священное), и самое загрязняющее; сакрум, заклятое. Императив благочестивого еврейства: мыть руки после чтения Торы - этим все сказано! Сфера пола табуирована, потому что священна, как-то особенно близко связана с Божественным... Вас. Вас. Розанов вам об этом расскажет лучше, чем мифологи и религиеведы.
UPD. Но - почему, ПОЧЕМУ? Логика сакральности посказывает, что здесь мы имеем какой-то "пузырь нуминозности", пространство эпифании. Или, еще дерзновеннее, оказываемся в "святая святых". Кажется, по одной из этимологий "шахна", одно из обсценных наименований вагины, восходит к "Шхине", Божественной Славе. Так-то, бабоньки, а вы о каких-то правах печетесь :)
6. Ну и, наконец, самый глубокий вскоп.  miya_mu предлагает вообще отстроиться и от половых (физиология), и от гендерных (социология) коннотаций как профанных и обратиться к метафизическим принципам "мужского" и "женского", действующим как в человеке (анимус и анима), так и в космосе (инь и ян и т.д.). Их действие проявляется циклично, и все мужско-женские прения о доминировании вполне этим объяснимы. Содержательно - это принципы пассивности и активности, осторожности и искания, физиология и анатомия тут как бы не при чем.
Красиво! Но любопытно: а почему их, эти принципы, все традиции, мифологические, религиозные, таки связывают с мужским полом и женским?
Tags: /miya_mu, /solinsky, гендер, женщина, женщины и мужчины, сакрум, табу
Subscribe

  • Превратим Россию в страну музыкантов

    Жена моя, Татьяна учила всю жизнь детей музыке и даже создала свою программу музыкального воспитания, назвав ее революционно: "Каждый ребенок -…

  • взамен иезуитства

    В связи с текущими педагогическими исканиями вспомнил про иезуитскую педагогику. Я писал о ней когда-то, когда детдомами занимался. Вот здесь,…

  • как педагогу работать с маленькими детьми

    Думаю, и с инфантильными взрослыми может пригодиться. Это рассказ Николая Гарбара о том, как он занимается фортепиано с семилетней девочкой. (Коля у…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments

  • Превратим Россию в страну музыкантов

    Жена моя, Татьяна учила всю жизнь детей музыке и даже создала свою программу музыкального воспитания, назвав ее революционно: "Каждый ребенок -…

  • взамен иезуитства

    В связи с текущими педагогическими исканиями вспомнил про иезуитскую педагогику. Я писал о ней когда-то, когда детдомами занимался. Вот здесь,…

  • как педагогу работать с маленькими детьми

    Думаю, и с инфантильными взрослыми может пригодиться. Это рассказ Николая Гарбара о том, как он занимается фортепиано с семилетней девочкой. (Коля у…